Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

12 марта 2020. Четверг 2-й недели Великого Поста (латинский обряд)

Март 12, 2020

the-taking-of-christ-1602-caravaggio

Иер 17, 5-10; Лк 16, 19-31

Раньше было время, когда священники занимались тем, что сейчас называют психотерапией. Давали человеку, во-первых, какие-то элементарные познания и советы о внутренней жизни. О закономерностях внутренней жизни, о том, как связаны чувства, воля, действия человека. Как мудро учитывать потребности тела, как выделять духовные потребности из душевных. Это всё скреплялось авторитетом Церкви, авторитетом Бога. Представлением о том, что священник знает, как и что хочет Бог, и как Бог будет действовать в жизни клиента.

Сейчас эти две профессии оказались разведены: профессия священника и психотерапевта. Отчасти это хорошо, потому что в психологии как в науке выделены какие-то объективные закономерности, которые просто нужно знать любому человеку независимо от того, верующий он или нет. Но представления о здоровье, о здоровой гармоничной жизни, они, конечно, у психологов разных школ различаются. Более того, сейчас мы видим, как доморощенные психологи придумывают какую-то свою терминологию. Эта терминология множится, запутывает дело. А людям нужно практическое исцеление. Люди ходят в ВДА, там читают про каких-то шесть разных внутренних детей. Они научаются через это выздоравливать, но под выздоровлением подразумевают то, что становится легче жить. Эмоциональное состояние становится лучше, и жизнь оказывается более успешной в том смысле, в каком они эту успешность для себя понимают.

То, что Христос нам предлагает – жертвенная любовь. Это не значит, что мы перестаем жить по рекомендациям психотерапевтов, не заботимся о своем здоровье психическом, эмоциональном и другом. Ради Бога, Иисус тоже вел здоровый образ жизни, много времени проводил на воздухе, много гулял, много двигался. Соблюдал диету. Как-то работал с чувствами, старался не безумствовать от гнева, от обиды и так далее. Говорил какие-то разумные вещи про прощение, про принятие. Одновременно говорил совершенно безумные вещи – кто полюбит душу свою, тот ее погубит. Ни одна психологическая школа, не говоря уже о практических психологах, не может это точно интерпретировать. Более того, когда нужно было, Он отказался от всего этого здорового образа жизни, от внутреннего равновесия, от душевного покоя и пошел на крест. Эту жертвенную любовь, которая всё время на нас и за нас изливается, мы должны держать перед внутренним взором. А психотерапия, психология – ради Бога, это очень хорошо, но это просто вторично.

На чате Коды женщины, молодые и не очень, обмениваются открытиями, как управлять эмоциями, как работать над собой. У тех, у кого получается, как бы эйфория. Но они совершенно не догадываются, что на человека, который пошел по этому пути, и пошел по направлению к Божественной реальности, обрушиваются силы, о существовании которых он даже не догадывается. Силы, с которыми справляется только имя Христа. Только Христос своей силой. Когда это происходит, и им кажется, что простые приемы и способы не работают, это уже вызов, чтобы идти в Церковь, которая занимается, прежде всего, с невидимыми силами. Как Иисус этого расслабленного не только исцелил, но и освободил его душу от дьявола. Простил ему грехи.

Когда в Церкви говорят, что, мол, Кода – это всё соблазны, это прелесть, нужно исповедоваться, причащаться и молиться, бросить всю эту ерунду – некоторая часть правды в этом есть. Только вы у себя в Церкви научитесь сначала делать то, что умеют в Коде.

Вчера было занятие на Школе Библии. Я рассказывал не о процессе обретения веры и любви, а противоположном процессе – как у человека любовь переходит в ненависть, и как вера превращается в неизвестно что, в свою противоположность. Я говорил об этом на примере апостола Иуды. Он является героем Страстной Недели, когда несколько дней вспоминается его предательство. Динамика человека, у которого дефекты личности выражаются в понятиях созависимости, она там очень подходит. Вначале мы видим, что Иуда ничем не отличается от остальных апостолов, и отличия возникают только во время Страстей – пусковой механизм предательства.

Евангелисты на него по-разному смотрят. У одних пусковой механизм, когда эта экзальтированная женщина вылила Иисусу на ноги дорогущую банку духов Шанель или как они там назывались, и начала волосами вытирать ноги. Иуда возмутился тем, что Учитель это безумие воспринимает как должное. А в других Евангелиях пусковым моментом оказывается момент причащения Иуды на Тайной Вечере, когда говорится, что Сатана вошел в него – у Иоанна в Евангелии так. Я посмотрел, что на деле для иудеев, которые читали Евангелие от Матфея, еще в момент избрания апостолов сразу видно, что Иуда не такой. Потому что Искариот – его прозвище – скорее всего, это название городка в Иудее, Кариот. Все апостолы, включая Иисуса, были из дикой Галилеи – дикой, нецивилизованной. А Иуда был из продвинутой Иудеи, где в Иерусалиме был центр власти, и религиозный центр, и центр образования, всё там было. Это как Иуда из Москвы, а Иисус и его команда из Прокопьевска в Кузбассе – примерно так.

Когда Иуда стал видеть, что у него не получается так, как у остальных апостолов, я подумал, какой самый наглядный пример мог бы быть – в реконструкции Иуды и того, что с ним произошло. Когда Иисус посылает апостолов по два на миссию и говорит им, в частности, в какой дом войдете, говорите «Мир вам», если люди его примут, значит, мир на них почиет. А если нет – если прогонят вас, то мир ваш к вам возвратится. Я подумал, что они молодые миссионеры, с горячностью, у них мечта осчастливить публику. Они заходят в какой-то дом, и им говорят: «Пошли вон отсюда». Они выходят обиженные, озлобленные. Но через какое-то время Иуда замечает, что у остальных апостолов всё приходит в норму и душевный мир к ним возвращается, а у него никак. У него эта обида и озлобленность, проявления низкой самооценки сохраняются, никуда не деваются. Для него вполне подходит рационализация – решить, что эти из Галилеи такие чурбаны, им все равно, приветствуют их, не приветствуют, а я такой вот утонченный, рафинированный, продвинутый в религиозном отношении, я так не могу. Может быть, так это у него начиналось. Потом развивался срыв через туннельное видение.

По большому счету, предательство Иуды – это тайна, которую евангелисты не понимают, и просто обозначают ее понятием «вошел в него Сатана». Но мне интереснее поведение Иисуса, который избирает Иуду как одного из двенадцати. Теологически это для меня просто знак свободы Иисуса, который видит, что у Иуды не всё так гладко, но до последнего момента, до Тайной Вечери, когда уже Иисусу становится всё ясно, все равно дает ему шанс, обращается с ним точно так же, как с остальными апостолами и учениками. Это тоже моя реконструкция, основанная просто на том, что Евангелия до самого последнего момента не выделяют Иуду из среды апостолов – значит, Иисус обращался с ним так же, как с остальными. Отсюда рождается стих человека, который на исходе собственных сил говорит: «Достойных плодов покаяния не ищи во мне, ибо оскудели силы мои во мне», и просит дара покаяния у Бога. «Сердце мне даруй всегда сокрушенное и нищету духовную» (Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, Четверг, Песнь 9). И просит этого не для себя, а для того, чтобы принести их как достойную жертву Богу. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Караваджо, Взятие Христа под стражу, 1602

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website