Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

23 января 2022 г., воскресенье — Неделя 31-я по Пятидесятнице, Попразднство Богоявления

Январь 23, 2022

380692.p

Еф 4, 7-13; Мф 4, 12-17

Я думаю про Крещение Иисуса, когда Ему в первый раз ударило в голову, что Он спаситель мира, потом Он утверждался в этом в пустыне, и потом уже начал говорить об этом. В среду меня попросили в семинарии служить мессу для семинаристов, и там как раз был евангельский эпизод, когда Иисус приходит в какой-то дом, начинает проповедовать, народу набилось как сельдей в бочку. Родственники пришли Его забрать, потому что им понятно было, что Он неадекватен, вышел из себя. Совсем как бы превратился в другого человека.

Это нормально, в дисфункциональной семье все любят друг друга и одновременно стыдятся. Стыдятся особенно моментов, когда какой-то член семьи выходит из той роли, которая ему была отведена. В этой связи думал про семинаристов: на некоторых из них детские роли отпечатались, и я думал, как они будут осуществляться, когда станут священниками. Какие-то вещи понятны были.

«Герой семьи», это ребенок, который родился в ситуации, когда папа пьет – или не пьет, а сильно творческий человек, например, занят своим творчеством, за которое еще и деньги не платят. Вся нагрузка на маме, и тут не до ребенка. Дети себя от родителей еще не отделяют, они еще как бы не самостоятельные «я». Плохо в семье, это значит, со мной что-то плохо, плохой я. И они стараются это исправить: зарабатывать пятерки в школе, благодарности, за младшей сестренкой ухаживает. Вырастает трудоголик, у которого весь этот набор чувств как у ребенка из дисфункциональной семьи: страх, стыд за себя и так далее. Он это компенсирует плодами деятельности. Когда он становится священником, епископ его посылает на самые ответственные участки, потому что он такой безотказный, исполнительный. Построить храм. Он его доблестно строит, зарабатывает инфаркт на этом, в приходе у него порядок с отчетностью. Кто во втором браке и вообще с дисциплиной не очень, те к причастию ни-ни. Я думал о том, что этот священник видит в Иисусе, когда читает Евангелие. Он видит человека, который все время работает, все время спасает мир – проповедует, учит, исцеляет. Христос для него заработал любовь и уважение Отца тем, что работает спасителем мира.

А ребенок, у которого роль «козел отпущения», когда в семье всем не до него, может к себе привлечь внимание только каким-нибудь экстравагантным поступком или нахулиганить. Набор чувств у него такой же, но внешне он борец, оппозиционер. И я думаю, что он пойдет в движение какое-нибудь – неокатехуменат или харизматическое движение Dei Verbum. Когда он читает Евангелие, он видит в Иисусе образ, который всякие пакости делает фарисеям, саддукеям, священникам. Все время в конфликте с ними. Подстраивает им какие-то неприятности, за счет этого оказывается в центре внимания и в центре внимания у Господа Бога, и Бог Иисуса за это любит.

А «потерянный ребенок», когда в семье сумасшедший дом, выбирает такую модель поведения, что лучше от этого сумасшедшего дома спрятаться куда-то в уголок, что-то мастерить, книжечки читать, уйти в мир литературных героев. Он в приход не пойдет, и епископ его, скорее всего не отправит, а отправит на учебу, допустим, философии. Взять одну книжку, вот тут по-одному написано, а в другой книжке про то же самое по-другому написано – так интересно! И вот он начинает преподавать философию в семинарии, ему так интересно про это всё рассказывать. Он, поскольку привык жить в изоляции, просто не обращает внимания на то, что слушатели находятся в полуобморочном состоянии. Как он читает Евангелие? Толпы осаждают Иисуса, давай, мол, исцеляй, рассказывай, а Иисус уходит на гору в одиночку, там думает, молится, Ему хорошо, Он получает откровения от Бога. Примерно так.

А трудность заключается в том, что несмотря на дисфункциональную семью, дисфункциональную обстановку, Евангелие показывает, что в целом Иисус ведет себя как свободный человек. Какая-то фиксированная роль Ему не подходит. Я пробовал прикинуть – не получается. Для меня свидетельство достоверности Евангелия, что евангелисты, какие бы у них самих представления ни были, но волей-неволей показывают Его как свободного человека, без ролей.
Крещение, я думаю, хороший акт: в прорубь макнулся и так тебя пробрало, что вылез и забыл про всё на свете, про все свои роли, чувствуешь себя свободным. Кому-то на неделю хватает, кому-то на полчаса. Потом опять погружается в привычную атмосферу, привычное окружение опять сдавливает его со всех сторон, возвращая его в привычную роль. До следующего крещения в проруби через год. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Фото: семья священника, СССР, 1960-е гг.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website