Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

26 марта 2023 — Неделя 4-я Великого поста

Март 26, 2023

 

Снимок экрана 2023-04-04 в 18.09.24

Исх 3,1-15; Евр 6, 13-20; Мк 9, 17-31

Этот фрагмент из Книги Исхода для меня очень важен как момент самоназвания Бога. Не попытки людей назвать Его Ягве, Саваоф, Элохим, могучий, достойный уважения, множественный…. Это Бог сам себя называет. Тот, Кто Я есть. Говорит, что определение Мне могу дать только Я сам. Я так понимаю, что по мысли священнописателя это, прежде всего вопрос власти. Потому что в Книге Бытия в предыдущих главах Пятикнижия при творении Бог подводит к человеку животных, существа всякие, и человек дает им имя. Тем самым Бог дает человеку власть над этими вещами. Знаешь имя, можешь пользоваться. А тут не можешь Бога назвать таким образом, чтобы использовать Его как вещь, домашнее животное или даже как дикое животное, которого надо опасаться. Бог ни то, ни сё, ни дикий, ни домашний. Просто другой.

Иисус сам говорит о том, что являет лицо Бога, являет Его облик. Говорится в богословии о кенозисе, об умалении, о том, что Иисус это образ Бога не в натуральную величину, а адаптированный к слабостям человека. Как бы такой классик, адаптированный для второго класса школы. Да, Он поэтому более понятен, когда Его проявления совпадают с природными проявлениями человеческого милосердия, доброты. Но одновременно не совпадают.

В вопросе отношения к смерти: вроде бы наше естество стремится избежать смерти всеми силами, или если уж доведут человека преследованиями, болезнями, то он начинает жаждать смерти. А Иисус – у него вроде это всё есть, но и другое есть, чего у человека нет, Он смотрит на свою смерть как на инструмент. Как на путь для себя и как на инструмент, открывающий путь для других людей, следующих.

Я вчера как обычно рассказывал проповедь для прихода Петра и Павла. Было Благовещение, народу много – с целью исполнить долг благочестия, праздник. Я просто начал с того, что, вот, апостол Павел – мы его всё время цитируем, Церковь его цитирует и так далее. А где он про Богородицу говорит, где он говорит про бессеменное зачатие, про Благовещение, про особую роль Марии? Нигде. Потом уже я объяснил более-менее, как это исторически могло получиться, но когда я им эту первую часть истории рассказывал, они на меня смотрели – некоторые с полным непониманием, а некоторые как на врага народа. Это тоже к вопросу, что людей научили, Церковь всё знает, просто ходите в Церковь и делайте, как Церковь говорит. Это всё такое священное. Они ходят, а думать при этом не думают, поэтому им гораздо спокойнее, они думают, что про Бога они более-менее всё знают, чего им ожидать от Него, что Ему нравится, что не нравится, могут Его как-то контролировать, хотя в ограниченных пределах, но как-то могут – через благочестие, через участие в литургии. А история из Исхода показывает, что совсем не так. Мы понимаем, что Бог чего-то хочет от человека, но чего именно хочет, понять в принципе невозможно, потому что человек – существо, способное к развитию. А развитие – это вещь непредсказуемая.

Точно так же, как брак непредсказуемая вещь, потому что вступают в него люди с радужными намерениями, мол, всё хорошо будет, вместе жить будем и в горе, и в радости. Потом оказывается, что начали проявляться вещи, которые, может быть, и до этого были видны, просто на них не обращали или не хотели обращать внимание, мешающие идиллической картине будущего брака. Нормально, когда возникают семейные кризисы и люди уже друг друга терпеть не могут в физическом присутствии. Когда они расстаются, у них чувство вины, всё такое благородное. Но когда опять сходятся, они ощущают такое раздражение, которого не могут перенести. Бывает это всё… Некоторые выбирают просто разбежаться. На благословение, которое они в венчании получили от Бога – просто наплевать на него.

Вот, у меня друзья, много лет женаты были, детей четверо. Почти к 60 годам у них так всё накалилось, ощутили, что не могут просто вместе жить. Жена уехала под Москву и там одна прожила лет семь-восемь, навещали ее, конечно, дети и муж тоже навещал. Быть с ним всё время в одной квартире она была не в состоянии. Потом эти годы прошли, тут можно говорить о разном, что здоровье пошатнулось, или просто научились лучше жить по одиночке, но потом уже, когда они опять соединились, у них просто как бы новая жизнь началась. Стало получаться друг друга беречь. Противоречия, которые у них были, не ушли никуда. Они просто отступили на второй план. Сейчас уже умерли оба, два года назад…

В общем, намерения Бога нельзя предсказать, исходя из сегодняшнего дня – нужно построить какую-то ретроспективу и подумать о перспективе в том смысле, для чего всё, что было и что сейчас есть? Как будет – мы не знаем как будет. А вот для чего всё то, что было — какой-то прогноз с Божьей помощью тут увидеть можно. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Марк Шагал, Моисей у горящего куста, 1966

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website