Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

30 апреля 2023 — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Апрель 30, 2023

 

n-5931-00-000098-hd

Деян 9, 32-42; Ин 5, 1-15

Давайте декорации поставим. Эта купальня у Овечьих ворот, возле которой пять галерей крытых. Источник, который, по-видимому, пульсирует. Может быть, целебный, может быть, действительно помогает от каких-то болезней. Давайте посмотрим, как автор это описывает. Там сидело и лежало «великое множество», толпа самых различных больных. Кто первым успевал сойти в воду после возмущения воды, исцелялся. Мы люди современные. Когда читаем описание такого типа, мы воспринимаем его как факт. Что вот такой-то больной, когда прошел курс такого-то лечения, выздоровел. Но при тогдашнем строе мышления автор излагает нам народное поверье. Люди так думали. И автор не считает необходимым добавлять, что люди так думали. Представляет это как истину и воспринимает это как истину. Был ли он сам когда-нибудь возле этого источника, видел ли исцеленных, мы не знаем. Он излагает поверье, народную сказку — излагает как факт.

Далее он совмещает это с другим фактом — с человеком, который был парализован 38 лет. Когда он так пишет и описывает всю эту историю, наученные горьким опытом первой части рассказа, мы понимаем, что да, действительно — что-то было, но что точно было, мы не понимаем. Действительно ли он 38 лет был парализованный, был ли у него паралич, связанный с какими-то органическими нарушениями или просто функциональное расстройство истерического плана как это бывает. Понимаем только то, что Иисус освободил его от этой болячки, какой бы она ни была. Какая цель этого рассказа? Для чего евангелист из множества воспоминаний об Иисусе, сказок об Иисусе, всего такого, выбрал именно этот случай? Возвращаемся опять к тому, что Евангелия — это тексты богословские. Для автора важно показать, что Иисус действительно Спаситель мира, Мессия, пришедший от Бога и настолько близкий к сущности Бога, что их разорвать трудно. Как он это показывает? Не просто исцелением, а тем, что помещает этот момент исцеления на субботу. День покоя, день Бога. День, когда можно делать только Божьи дела. Только Богу разрешается быть активным в этот день.

Сегодняшнее Евангелие Иоанна построено так, что чудеса, которые Иисус делает, последнее из которых воскрешение Лазаря, всё время накапливают протест иудеев, шокируют их, как бы провоцируют их признать, что Иисус, если не Бог, то, по крайней мере, от Бога — Мессия. Люди этому сопротивляются.

Меня занимал и до сих пор занимает вопрос, как в Новом Завете, в Евангелиях, прежде всего, изображается прогресс. Мы воспитаны так, что для нас прогресс человечества представляет собой постепенное, поступательное движение, связанное с научными открытиями, с экономическим ростом, с техническим ростом, с освоением космоса и так далее… На бессмертие особо сейчас не замахиваются, но в начале ХХ века идею, что наука позволит людям достичь бессмертия, разделяли многие. Но, что для этого всем нужно долго трудиться. Ученым надо думать, колхозникам пахать на тракторе, все участвуют. А в Евангелиях абсолютно ничего такого мы не видим. Там прогресс заключался в том, что пророки всё яснее предсказывали приход Спасителя, то есть, Иисуса. Как бы он становился все ближе. Других форм прогресса нет, ни технического, ни с грамотностью — об этом речи нет. Хотя в Греции к этому времени уже существовало представление о технике, были философские идеи на этот счет. Но не об этом сейчас речь.

Как в Деяниях Апостолов эти первые христиане видят, как жить? Сначала ожидание, что вот-вот через две недели Иисус, который вознесся, придет, и пока это время в экономическом отношении надо перетерпеть. Но главная задача — спастись самим и спасти побольше людей. Проповедовать, проповедовать… Конечно, у кого дар такой. Остальные просто по заповедям живут.  А сущестуют на то, что богатые члены общины продали то, что у них было, сложили всё в общую кассу общины и так живут и тихонько это проедают. Только ждут. Потом начали работать. Почему? Только потому, что труд позволяет выживать и помогает сохранять добродетели, не лениться. Другого смысла нет.

В Деяниях Апостолов мы видим, как описываются разные кризисы общины. Но не описан, по-видимому, основной кризис — когда люди начинают понимать, что смысла ждать нет, надо жить, как будто мы возвращения Иисуса в славе не планируем. Просто жить. Это самое сложное, потому что нужно строить экономику общин, устанавливать структуру Церкви, порядок, какую-то организацию, вписываться в политическую и административную структуру Римской империи. Единственное упоминание об этом кризисе мы видим в Деяниях Апостолов в сцене вознесения Христа, которое все читали и которое все прекрасно помнят. Когда Иисус возносится, они смотрят и гадают, когда Он придет, и тут ангелы появляются и говорят — нечего смотреть в небо. Когда придет, это не ваше дело, идите, работайте… А работа — это жизнь в грешном мире, где чудеса исцеления, изгнания бесов занимают достаточно скромное место. Надо жить, это другое. Жить, зная, что Царство Божие есть, это не сказки. Жить и проживать жизнь и отдавать жизнь ради этого Царства. Аминь.

 

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website