Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

2 мая 2023, вторник — Седмица 4-я по Пасхе

Май 2, 2023

Деян 10, 21-33; Ин 7, 1-13

Деяния Апостолов — это важная книжка, показывающая становление Церкви в очень простых эпизодах. Иисус ведь не оставил ученикам религию. Иисус им оставил себя как явление, говорящее о том, как мир устроен на самом деле. А все остальные вещи — ритуалы, таинства, структуры — это потом пришлось придумывать. Пришлось — не от хорошей жизни. Главная вещь, о которой я говорил не раз, им важно было даже не для окружающих, а для самих себя понять, что Иисус не самозванец, грубо говоря, а человек, вписанный в религиозную историю Израиля. Явление Иисуса в Эммаусе, когда Он ученикам об этом рассказывает, считалось принципиально важным и поэтому в текст Евангелия от Луки это поместили. Соответственно и религия Израиля — она как бы не пустая, а ведущая к личности Христа. Это для учеников было важнейшим открытием, которое их утверждало на этой земле.

А потом пошло дальше, этим общинам надо было как-то существовать. Когда первая эйфория, связанная со скорым ожиданием пришествия Христа прошла, им пришлось налаживать экономику общин, работать, отстегивать на благотворительность, вступать в диалог с властями и так далее. Важная сюжетная линия в Деяниях Апостолов — история с Корнилием, который тоже, по-видимому, официальной римской религии придерживался, не знаю, в какой мере глубоко исповедовал. Придерживался, иначе сотником нельзя было быть. А Петр пришел, крестил его и поставил Корнилия в положение меж двух стульев, потому что и римская религия ему больше не годилась, и иудаизм тоже не годился. Жить наитием Святого Духа — а как Его распознать? Сверхприродные явления, которые в групповой молитве возникали, потом, как выяснилось, тоже не были на сто процентов достоверными, определяющими как дальше жить. Попробовали метод, который фарисеями был разработан, это оценивать какие-то общественные установления, обычаи, оценивать через Христа, как бы Он отнесся к ним. Так стало появляться христианское моральное учение, не совпадающее с иудейским. Это всё был процесс долгий, проводящий через кризисы, который давал этим общинам возможность существовать и иметь какую-то опору во внешнем мире и внутри общины. Отношение к внешнему миру было амбивалентным, признавали его благость, но и опасность для спасения, отношение к самой общине на самом деле тоже было амбивалентным, потому что появлялись разделения, появлялись люди речистые и привлекательные, уводили не туда. И разделения внутри себя, внутри личности. Иудейское представление о праведности было чересчур простым. А тут опыт того, что дьявол рыщет действительно как лев рыкающий и нападает на мое сердце, на центр меня, на центр моего взаимодействия с Богом. Эта амбивалентность, или как тогда говорили, антиномичность, потом в Новейшее время это стали диалектикой называть — такая борьба с достижениями, которые были реальными, которые потом были институционализированы, и потом нужно было с этими институтами бороться. Всё новое, Бог творит новое.

Молимся мы на Евхаристии перед освящением даров о том, чтобы Дух сошел на нас, обновил нас. Упростить эти противоречия невозможно, но жить в этом надо. О группах Взрослых Детей Алкоголиков ты, А., говорил, что там вносится представление о Высшей силе, которая желает, чтобы мы были здоровыми, успешными и счастливыми. Ради Бога, больным людям, у которых очень тяжелая жизнь и лишь бы избавиться от этой тяжести, которая ломает — для начала они могут таким представлением жить. Но потом это представление должно приобретать внутреннюю противоречивость, без этого роста, выздоровления и трезвости настоящей нет. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website