Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

1 октября 2023, воскресенье — Неделя 17-я по Пятидесятнице

Октябрь 1, 2023

 

Гал 2, 16-20; Мк 8, 34 – 9, 1

Иисус тут говорит как классический пророк. В общем, Он в принципе-то и не говорил ничего нового, чего бы не было у пророков. Я имею в виду именно классических пророков, у которых проповедь нравственности присутствовала перед Богом, и обличение язычества у них было связано не с тем, что жертвы приносятся другим богам и всё такое, а с осознанием такой вещи, что язычество просто мешает любить людей, как Бог этого хочет. Не получается двойную заповедь Иисуса осуществить – возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя. Что такое поклонение языческим богам? Говоря на более близком нам языке – формирование у себя нравственных ценностей, которые несовместимы с христианскими ценностями. Это такой раздрай в голове, в личности, который плох сам по себе и человека ломает.

Другая вещь – это то, что период таких пророков в Израиле очень короткий был, полтора века, может быть. Примерно такой же короткий, как время русской религиозной философии. Она возникла в какой-то момент, во второй половине XIX века, а потом спустя сто лет закончилась. Можно говорить о том, что эту традицию кто-то пытается продолжать в каком-то виде, но как явления этого уже нет. Возвращаясь к пророчествам. Они связаны с вавилонским пленом, с шоком от того, что жертвы приносить Богу уже негде, храма нет. Как реакция – углубление в себя самого, углубление в сердце человека.

Любопытно, как они думали решить проблему восстановления народа Божьего. Они ее решили в какой-то мере. Интеллигенция иудейская в Персии добилась от царя разрешения на возвращение в Палестину, в Иерусалим с двойным проектом. Построить, восстановить храм, и построить забор вокруг Иерусалима. Забор, за который не проникали бы не просто люди, испорченные язычеством, но и местные иудеи, которые там оставались все время и нахватались чужой религиозности, вступили в смешанные браки. Идея была, что необходимо очиститься даже от этих людей, разорвать смешанные браки, чтобы ничего не мешало единобожию. Действительно, они достигли этого. В этом смысле теократия была, в политическом не получилось, дальше постепенно стало формироваться понимание, что лидера, который должен возглавить народ, из обычного человека, какие бы благословения у него не были бы от Бога, не получится. Должна быть фигура пророка и одновременно политика, политика-пророка в одно слово. Иисус как раз и пришел на пике такого ожидания.

Я повторяю, что Он не говорил ничего такого, чего пророки не говорили бы. Единственное, что было неприемлемого в Его речах, Он говорил, что ожидание Мессии – это про Меня написано. Принять это, конечно, тогда было очень тяжело, и принимали Его в основном простые люди, с примитивным мышлением, а для аристократии и более развитых людей, вовлеченных в большую политику, в политику Римской империи, в контакты, в сложные взаимодействия с окружающими странами, конечно, эти речи Иисуса были детский сад. Точно так же, как сейчас это воспринимается…

Проповедь Иисуса, которую сейчас мы читали, о том, что надо потерять жизнь, чтобы сберечь ее, перекликается со страдающим слугой Господним у Второ-Исайи, у других пророков такие мотивы тоже были. Перекликаться перекликаются, но Павел апостол совершенно справедливо и точно назвал эту проповедь юродством. Юродивые в Греции это не те юродивые, которые в России были, в России это были своего рода тоже моральные пророки, а в Греции это были просто тихие помешанные, безобидные, не социализированные, которые говорили нелепые вещи, совершали эксцентричные поступки. Именно это Павел имел в виду, говоря, как воспринимается проповедь Иисуса иудеями и греками.

Не знаю, как для вас, для меня всегда все время этот вопрос существует, и может быть с возрастом чем дальше, тем больше. Этот вопрос никак не противоречит вещам, которые мы узнаем из данных, может быть, не строго научных, о загробном мире, о невидимом мире, о реальности существования личности или как бы параличностей в невидимом мире. Конечно, мы уже не представляем этих архангелов, ангелов, которые в представлении тех времен были, как придворные при дворе. Старшие придворные – архангелы, младшие – ангелы. У одних полномочий больше, у других меньше. Апостолов в Средние века точно так же располагали как придворных. У нас мышление в этом отношении склонно к другому, к видению общины, скорее. Общины, где нет иерархии, старших, младших, а просто у каждого дар свой. В зависимости от ситуации, тот, у кого дар, тот и командует. Но Иисус как Царь Вселенной, как эффективный Спаситель, это всегда вопрос не теоретический, а вопрос того, в каком общении я с Ним… Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website