Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

28 ноября 2023, вторник

Ноябрь 28, 2023

1 Тим 1, 8-14; Лк 14, 25-35

Пример тут приводится про башню и про царя, который на войну идет, не составив бизнес-плана или плана кампании. На самом-то деле всё не так происходит. Я помню, как с космонавтами было – кто-то из Центра подготовки жаловался, мол, мы готовим одних людей, а партия и правительство посылают в космос других. Есть эксперты, а есть начальники, которые экспертов не слушают, потому что у них другие соображения есть. Или даже не соображения, а просто страсти. Страсти, которые сносят крышу. И человек просто не видит того, что перед ним находится. Одна страсть важная – это то, что называется эйфорией. Эйфория или влюбленность. А другая страсть – то, что называется в русском языке паникой. Влюбленность – когда мы говорим о влюбленности это больше индивидуальная вещь. Уныние – тоже индивидуально. А когда о состоянии больших групп говорим – паника, т.е. эйфория наоборот.

Я помню, товарищ мой в Свиблово жил. Конец 80-х, трясет всех, повсюду митинги, люди с горящими глазами. Он говорит, у себя во дворик вышел, а там стоит группа жильцов и тоже что-то горячо обсуждают. Он подошел и услышал, что они обсуждают проблему с горячей водой. И у него прямо такое счастье было, что остался как бы островок здравомыслящих людей. Это пример, конечно, не идеальный. Не дать себя захватить общественными страстями и одновременно достойно выполнять свой долг по отношению к обществу, это непростое дело.

Государство имеет право распоряжаться в какой-то мере мной и моим телом, имеет право распоряжаться моей жизнью, забрать меня на военную службу ради достижения своих целей, государственных, которые от меня могут быть страшно далеки, по моим личным интересам. Государство такое право чаще всего имеет – не всегда, но чаще всего имеет. Какого права государство не имеет – это претендовать на душу человека. Когда мы говорим «тоталитарное государство» это как раз такое государство, которое претендует на владение не только телом, но и душой человека. Это уже не годится. Когда говорим «авторитарное государство», там уже есть тенденция к манипуляции общественным настроением, состоянием. Она есть и в демократическом государстве. При авторитарном она более сосредоточена на одном лидере. В демократии роль такого манипулятора или диктатора занимает идея. Идея демократии, народовластия, личной свободы и прочего. А за ней всегда стоят другие силы, которые пользуются всеми этими словами, как вы прекрасно знаете. А масса – как отдельный человек, склонный к зависимому поведению, ее тянет жить страстями.

Бабушки и дедушки, которые у телевизора сидят с первой программой – это тоже их потребность жить страстями. Не потребность иметь объективную информацию, иметь критический взгляд, а такая зависимость, которая придает краски существованию. Краски эти оказываются липовыми. Много известно случаев, когда, например, у пожилой женщины, у пенсионерки, сломался телевизор, денег на покупку нет, и вообще уже ничего нет – выбрасывается в окошко.

Эта фраза «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником» относится не только к материальному благополучию, к привязанности к родственникам, как вначале говорится – это, как раньше в богословии говорили, отрешиться от привязанности ко всему временному порядку вещей. Для человека это невозможно на эмоциональном уровне, но хотя бы на рациональном это возможно. В этом отношении христианство оказывается религией интеллектуалов. Хотя и не только. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website