24 сентября 2024 — Вторник 25 рядовой недели
Сентябрь 24, 2024Притч 21, 1-6. 10-13; Лк 8, 19-21
Это очень характерное место, где законы и устройства нашего мира, земного, биологического, социального, совсем не совпадают с законами духовного мира. С одной стороны, в Евангелии говорится о родстве по крови, а Иисус говорит, что родство по духу более важное родство. В субботу праздновали Матфея, Евангелие от Матфея я вспоминал, первая половина Евангелия от Матфея до Страстей, там два блока выделяется. Сначала моральное учение Иисуса в Нагорной проповеди и второй блок – притчи о Царстве, учение о Царстве. Моральное учение построено как раз на этих различиях миров – ударят тебя по левой щеке, подставь правую. Сам призыв идиотский, но в нем показана логика духовного мира, логика реальности Царства Божия, которая совсем не такая, как земная логика, привычная. А в другой части, когда Иисус рассказывает или пытается объяснить о Царстве Небесном, эти притчи, что Царство Небесное подобно господину, который похвалил управляющего за то, что тот его ограбил и тому подобное. Создается впечатление, что эта реальность перед глазами Иисуса стоит, а описать ее как следует, дать определение этой реальности – «Царство Божие это такое пространство или такая сфера духовного мира, где вечная жизнь, то-то и то-то», как богословы пытались давать систематическое определение Царству Божию, Иисус не может. С одной стороны, может, Он и хотел бы, но не знает как это сделать, слов и понятий для этого нет, и для наших человеческих глаз это тайна такая, не зря мы говорим «невидимый мир».
Верующий человек в эту тайну тоже не сильно может влезть, он просто привыкает со временем, что духовные законы духовного мира есть и они действуют. Можно говорить о видимом мире, который мы видим, и о невидимой части этого мира, «небесном мире», и взаимодействовать с этой реальностью, как многие делают, экстрасенсы, шаманы. Но совсем другое дело – Создатель этого всего. Тот, кто для нас открыт только по проявлениям своим, которые мы пытаемся прочесть, с большим трудом, с большой степенью неопределенности. Пытаемся, потому что в этом наша жизнь, в этом опора нашей жизни.
Вчера проходил по Александровскому саду мимо новой огромной статуи князя Владимира, он с крестом в правой руке и с мечом в левой руке. Это как раз такое смешение двух логик – логики этого мира и логики духовного мира, логики физической борьбы, где насилие необходимо и логики духовной борьбы, где насилие просто исключено. Сейчас в мире, в котором мы живем, эту правую руку с крестом плохо видим, а рука с мечом вовсю проявляется. С мечом, и с кошельком. Торжество социального греха сейчас видно, а человечность, проявления человечности, милосердия, они как бы скрыты, больше подстраиваются под обслуживание жертв насилия, а не занимаются преодолением самого насилия как такового. Как-то так получается. Опасное время… Аминь.
Священник Сергей Николенко