18 августа 2024 — Преображение Господне
Август 18, 20242 Пет 1, 10-19; Мф 17, 1-9
Церковь такая созависимая – есть стремление религию сделать доступной, удобной, приятной людям, чтобы люди довольны были. И управляемы были – напугать их как следует адскими мучениями. Средние века большого успеха в этом отношении достигли, в наше время это хуже получается. Такие сказки… Есть понятие «накопление погрешностей» в технических науках – когда на основе одной сказки создается другая сказка, которая оказывается еще более сказочной. Этот процесс так и идет…
Второе послание Петра, которое сегодня читали для утверждения события Преображения, конечно, это никакого не Петра послание. Первое послание Петра еще носило его отпечаток, а второе послание Петра — это катехизис II века. Повторяет евангельскую историю Преображения как данность. Слова «сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, Его слушайте», это стандартная фраза, которая в Евангелиях вставляется во все случаи Богоявления – при крещении Иисуса, при преображении. Составлена она из ветхозаветных фрагментов, пророчеств, это понятно. Но это не значит, что так всё и было. Гораздо правдоподобнее звучат тут слова Петра при Преображении – «Господи, как хорошо нам здесь, давай я сделаю три шалаша, Тебе, Илии и Моисею». Одурел человек. В состоянии одурения и говорит. От неожиданности картины: вместо одного обычного Иисуса вдруг оказались три светящиеся фигуры. Что за фигуры, непонятно, но потом, наверное, когда ученики между собой судачили, они решили, что это должны быть Моисей и Илия. Светящиеся фигуры — это известный феномен, и религиозный, и вне религии, так бывает.
Вопрос в том, что из этого всего мы можем для себя взять? Евангелия показывают, что это был важнейший момент для Иисуса, когда Он понял или яснее Ему стала Его миссия. Что нужно не ходить выдавать план по валу: проповедовать, исцелять, а настало время перейти в другой мир к Отцу, быть убитым, то есть, разрушить своими руками всё, что Он построил. Весь авторитет того, что Мессия пришел, восстановит царство Израилю. Обмануть всех людей, которых Он за собой повел. И что это надо сделать. Во всех Евангелиях после Преображения, после этого опыта Иисус запрещает говорить об этом, пока Сын человеческий не воскреснет. Сыну надлежит пострадать и быть убитым. Только в этот момент появляется это пророчество о Его судьбе.
Это к вопросу, на что нам смотреть – в Церкви, в жизни, во всём. На антуражные детали или на суть происходящего, на большие процессы. Я, когда читал тексты по психологии религии о стадиях веры, вообще статистику – большая часть верующих так и остается на уровне этих картинок, захватывающих воображение, сладостных и всё такое. А что внутри, так и не понимают до самой смерти. Ну, после смерти поймут, наверное. Конечно, про Евхаристию скучнее и неприятнее говорить, чем про свои переживания. Но это одно и то же. Можно говорить про Евхаристию, а на самом деле про свои переживания, так и должно быть. В общем, давайте жить в Церкви.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Феофан Грек, Преображение. Ок. 1403 (фрагмент)