1 октября 2024, вторник — Св. Тереза Младенца Иисуса, дева и учитель Церкви
Октябрь 1, 2024Иов 3, 1-3. 11-17. 20-23; Лк 9, 51-56
На прошлой неделе читали Экклезиаста, на этой неделе книга Иова, написаны книги примерно в одно время и проблематика одинаковая. То, что в жизни и хорошее есть, и тяжелое, непонятно, что перевешивает, кому как в жизни придется, кому как Бог уготовал. Экклезиаст на эту проблему более или менее добродушно отвечает – всё суета сует, конечно, всё проходит, но задача человека это пользоваться тем, что Бог ему дает, жить по заповедям, жить с удовольствием, потом всё равно превратится в прах, и дух, дыхание жизни уйдет к Богу. А в книге Иова эта проблема до максимального драматизма доведена, Иов показан, как человек, который потерял всё, что в жизни имел, не знает, зачем жить и как жить, только вопрос к Богу, о котором сегодня прочли – зачем я вообще родился на свет, зачем мы рождаемся. Концовка книги Иова сказочная, когда ему Бог всё возвращает, она совершенно с основной темой этой книги не совпадает, и полагают, что она приписана потом, грубо говоря, чтобы можно было опубликовать. Чтобы книга не была такой диссидентской. У народов бедных, живущих в тяжелых условиях, религиозность как раз направлена на то, чтобы это значение несчастий и тягот нынешней жизни как-то обесценить и жить ожиданиями посмертного блаженства. Как пример, радикальный исламизм, когда молодым людям, которые становятся террористами смертниками, такая концепция оказывается жизненно близкой: скорее бы уж окончилось то, что тут, и скорее бы блаженство.
Смешно, но Тереза Младенца Иисуса, которую сегодня мы вспоминаем, не очень далеко от этого ушла. Жизнь в кармелитском монастыре, тяжелая, в монастырях, которые не отапливались, питание там достаточно неполезное, макароны, на которых она разъелась очень быстро, и холод, стирка в холодной воде, это ее привело к туберкулезу, от которого она довольно быстро умерла в 24 года. Любовью Божьей она жила, и эту любовь отдавала сестрам, хотя и страдала сильно от того, что не было таких теплых отношений, как дома в семье. Одновременно из семьи она ушла, и когда отец ее тяжело заболел, нормально было бы дочери находиться при нем, но она отказалась от этого, посчитала, что молиться это более важно. Собственно, ее историю мы скорее знаем из ее дневников, где такой захватывающий инсайт у нее был, что вот она такая слабая, грешная, ничего не может, но она может быть только жертвой Богу, и чтобы Бог давал ей возможность делать какие-то маленькие скромные добрые дела, которые ей по силам. Вот, собственно, она считается основательницей этого богословия малых дел, теории малых дел, и в этой связи, наверное, Папа Иоанн Павел II канонизировал ее как учителя Церкви, как человека, который открыл в Церкви новый путь. На самом деле нового нет ничего в этом, единственно контраст с XX веком, с веком гигантомании, гигантских проектов, промышленных, преобразования земли, огромные проекты такие. У людей в головах атомная энергия, мировые войны, водородная бомба, космос, освобождение колониальных стран, континентов, на этом фоне Тереза с ее озабоченностью маленькими делами, которые ей по силам, это действительно было как бы отрезвление. Давать оценки ей трудно, потому что она дитя своего времени, она Библию вообще никогда не читала, потому что это было запрещено для мирян, из Евангелия какие-то кусочки она знала, читала какие-то благочестивые книжки, в теологическом отношении там всё небогато было, но душа была открытая на любовь Божью, и это пример для нас. Аминь.
Священник Сергей Николенко