13 октября 2024, воскресенье — Неделя 16-я по Пятидесятнице
Октябрь 13, 20242 Кор 6, 1-10; Лк 6, 31-36
Милосердие дается, как ни парадоксально, легче по отношению к чужим, чем к своим. В семьях, где считается, что любовь это вещь сама собой подразумевающаяся, на деле бывает, что милосердие дается труднее. Дается труднее именно потому, что это как взаймы даем, потому что надеемся получить обратно. Если обратно не получаем, считаем, что у нас есть законное основание, чтобы не давать взаймы. Это тема соотношения милосердия и справедливости. Настоящая справедливость исходит из закона милосердия, любви.
Другая сторона этого – несколько раз в Евангелиях возникает тема соотношения между кровным и духовным родством, когда Иисус говорит «тот, кто Меня слушает, тот Мне брат, сестра и матерь». В ситуации, когда некая экзальтированная женщина говорит «блаженно чрево Тебя носившее, сосцы Тебя питавшие», Иисус говорит «блаженны те, кто слушает слово Божие, воспринимает его». Это не пренебрежение кровными, семейными связями, это, скорее, полемика с иудеями, для которых кровные связи – прежде всего. Кстати, еврею-христианину сегодня невозможно получить гражданство Израиля.
Надо, я думаю, поговорить о том, где в кровных связях зарождаются духовные связи… или не зарождаются. Как с рождения ребенок, безмозглый еще, находится в контакте только с матерью и познает мир через контакт с матерью. Благодать здесь передается, прежде всего, через прикосновения, через ласковые, нежные, понимающие прикосновения матери. Потом ребенок начинает различать любовь через выражение глаз матери. Потом уже начинает различать приязнь или вражду или равнодушие других людей, сравнивая их с выражением глаз матери. Через такие проявления материнской любви Бог дает благодать.
Когда с матерью не получается, это большая трудность для дальнейшего созревания и формирования ребенка, есть зловещая психологическая теория, что если на каком-то этапе формирования ребенок нужного не получил, потом он уже этого не восполнит никогда, не догонит. Я в это не верю – Бог умнее. Потом, когда взрослеет человек, и ему начинают мировоззрение впаривать, формировать, в том числе христианство, если эта первичная благодать в ребенке поработала, то мировоззрение христианское ложится гладко, органично. Не зря отцы Церкви говорили, что душа человека – христианка, природа человека такая.
Первый начальный фундамент благодати действительно фундамент, и тут можно сравнивать, как айтишники говорят, что есть железо и софт. Железо – впрограммировано жестко, не поменять, а софт – это одну программу поставил, другую поставил… Эти программы будут работать, если железо правильно работает. Так же и с мировоззрением человека. Если оно попадает на неподготовленную искаженную почву, тут начинаются всякие фокусы с религиозностью.
Конфликт. Конфликты мировоззрения и природы человека всегда возникают, просто жизнь устроена так, приходится одно к другому приспосабливать. Есть тенденция преуменьшать или игнорировать природную неподготовленность человека к принятию благодати мировоззренческой, церковной, учения о Таинствах. Ведь чудная такая идея получать через Таинства благодать, любовь Божию. Но она работает. Получается, что для одних людей она работает, а для других – никак. Другие ходят на литургию, тупо ходят и видят, что она ничего не дает. Эмоционально, прежде всего, не дает.
Я ушел, может быть, в сторону от соотношения кровных связей и духовных, кто мне ближе, кто мне враг. Домашние, как Иисус говорит, враги человеку домашние его. В какой момент они становятся врагами, на каком уровне они враги? Прежде всего, на том уровне, на каком не смогли в младенчестве, потом в более зрелом возрасте эту любовь Божию ребенку передать. А если встречаются два человека, у которых эта базовая любовь сформирована, им оказывается не так важно, что у них смешанный брак, который Церковь так не любит, православный с католиком, протестант с мусульманином, и прочее. Если база заложена в семьях была, вполне может существовать такой брак, и дети там будут воспитываться хорошо, и будут добрыми, любящими, и обладать на самом деле более глубоким пониманием религии, чем эти узколобые «правильные» верующие. Аминь.
Священник Сергей Николенко