Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Любовь

Декабрь 8, 2006

ЛЮБОВЬ – отношение, во внутренней жизни Бога она образует совершенное согласие  лиц Святой Троицы и изливается на Творение (милость) ради принесения ему безусловного блага;  как милосердие и солидарность она выражает отношения между людьми, достигающие сущности Божией любви под действием благодати; она полностью захватывает сексуальное измерение целостной природы человека в супружеской любви. Теологическая добродетель Л. (агапэ) возвышает человеческую жизнь до божественной.

Священное Писание с особой силой утверждает Л. Бога к Его избранному Народу и человечеству в целом. Эта любовь, соединяющая справедливость и милосердие, выражается в Заветах. В Ветхом Завете она является основанием для воли Израиля к жизни. В Новом Завете Иисус Христос являет Своим примером Л. Отца.

В Начале Л. Бога изливается в то, что не есть Он – так возникает Творение, несущее на себе отпечаток Его благости и совершенства. Вершиной Творения является человек, образ и подобие Творца, способный к свободному проявлению Л. Отпадение человечества от Бога в грехопадении приводит к новому проявлению Л. Бога – спасающей благодати. Из Л. к человечеству Бог создает Свой избранный Народ, знак и инструмент спасения мира. Терпеливо воспитывая и храня его в суровых исторических испытаниях, Бог, по мысли авторов Писания, делами показывает Свою Л.

Согласно поздним текстам Ветхого Завета человек неспособен своими силами понять всю полноту Л. Бога, поскольку то, что Бог обещал людям, откроется в конце мира, а нынешние Его благодеяния являются лишь знаками и залогом будущего. 

Новый Завет вводит читателя в ситуацию конца мира, когда Иисус Христос открывает Своими делами и судьбой полноту Л. Отца. Пасхальная тайна страданий, смерти и воскресения Христа раскрывает замысел Бога и показывает путь к восприятию дара Его Л.

 Заповедь Л. ближнего «как самого себя» присутствует в Пятикнижии (Лев.19:18). Человеческая Л. здесь лежит в плоскости межличностных отношений, при этом вера в Бога открывает человеку высшие блага, на которые должна быть устремлена Л. В свою очередь, через жизнь в Л. Бог дает человеку чистое сердце и душевный мир и покой.

В Евангелии от Иоанна Иисус дает установление христианской любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (13, 34, ср. 15, 12). Эта фраза подытоживает в форме заповеди мысль, часто встречающуюся в Евангелиях – верующие в Иисуса Христа способны и обязаны любить других той же самой Л., что и Сам Бог. Через личность Иисуса Христа – Бога и человека, можно увидеть, как Л. Божия осуществляется в человеческой природе.

Заповедь Л. не является внешним требованием к человеку. Потребность любить и быть любимым лежит в основе человеческой личности. Однако эгоцентрическая ограниченность кругозора, слабость и греховность не дают человеку возвыситься до подлинной Л. Человек склонен ставить условия, при выполнении которых он соглашается любить. Самое распространенное условие – это дружелюбие со стороны другого человека и готовность отплатить добром за содеянное добро. Понимая это, Иисус неустанно утверждает в Евангелиях необходимость любить врагов.

С Л. соединена способность прощать и идти на личные жертвы. Л. подразумевает верность и стойкость при искушении изменить любимому. Л. стимулирует разум, чтобы найти способ дать подлинное благо любимому. Все эти черты Л. отражены в Св. Писании, когда описывается Л. Бога к избранному Народу, а через него ко всему человечеству. Эти же проявления Л. наблюдаются у Иисуса по отношению к ученикам, ко всем нуждающимся в помощи и исцелении. К этой же Л. призвана Церковь, а через нее и все люди на земле.

Сила Л. у христианина соединена с верой и надеждой на любящего Бога. Иначе человек  сам стремится гарантировать себе счастливое и безбедное существование, забывая о том, что единственной гарантией являются обещания Бога, выраженные в Заветах. Добродетели веры и надежды укрепляют человека, когда обстоятельства склоняют его поступать так, будто бы Бог не любит и не защитит доверившегося Ему.

Отношения Иисуса с учениками представляют собой диалог Л. Крестную жертву Иисуса ученики встречают с непониманием и страхом, которые отражают несовершенство их Л. После принятия Святого Духа от воскресшего Христа они становятся способными свидетельствовать о Христе с бесстрашной Л. с силой, которой не имели ранее.

Осуществление Л. дает мир и покой душе. Жизнь в Л. соответствует жизни по совести. В этом смысле люди «доброй воли», имеют взаимные отношения Л. с Богом и открыты для спасения, хотя и не с таким динамизмом, который дается в Церкви.

Развитие Л., будучи практикой участия в Пасхальной тайне Христа, приводит к изменению отношения к страданиям и смерти. Первоначальный страх и отвержение страданий, сменяются опытом их необходимости для роста в Л. и, далее, потребностью в них.

Л. нельзя сводить к простому чувству. Все великие мистики имели переживание Л. Божией, некоторые описывали этот опыт, придавая ему первостепенное значение, например, св. Иоанн Креста. В русской православной духовной традиции такие описания почти не встречаются из-за обоснованного опасения перед ложной мистикой, построенной лишь на эмоциональном восприятии и действии воображения. Следует отметить, что знаки подлинности опыта Л., как и любого религиозного опыта проверяются за пределами молитвы, в жизненной позиции смиренного принятия реальности, требующей крестных страданий.

С другой стороны, недостаточно одной лишь воли любить. Разумное понимание необходимости жить в Л. или любить конкретного человека образует мотив, для воплощения которого в действие нужна сила. Согласно опыту Церкви источник этой силы лежит за приделами самого человека, это Сам Бог. Если нет Л., бесполезно пытаться создать ее собственными силами. Примером могут служить неудачные браки, создаваемые на основе расчета или одной лишь влюбленности.

Божий дар благодати приносит плоды в сотрудничестве с людьми. Поэтому, если нет ожидаемой Л., неважно, какой сфере – личной жизни или семейной или общественной, следует молиться и терпеливо ожидать получения этого дара. Если же Л. есть, возникает обязательство пред Богом бережно охранять и развивать этот дар.

Л.дает возможность отдельному человеку или обществу брать ответственность за любимых, разделяя ее с Творцом. В такой Л. соединяются справедливость и милосердие. С некоторым упрощением можно сказать, что справедливость требует от предмета Л. выполнения тех требований (заповедей), которые вытекают из воли Божией о спасении мира, а милосердие позволяет прощать ошибки и слабости любимого. В жизни общины Церкви примером такого соединения может служить таинство покаяния и примирения.

Таким образом, Л. оживляет человеческую деятельность, вносит возможность творчества, когда человек делает больше, чем от него ожидают другие. Жизнь в благодати соответствует росту в Л., поэтому меняется и внутренняя жизнь человека и образ его действий. Гимн Л. св. Апостола Павла (1 Кор 13, 1-13) показывает ее динамизм. Как уже указывалось, развивается способность к жертвенному служению другим. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3, 16). Субъективно жизнь человека не становится более легкой, но мотив Л. пронизывает различные стороны личности, она приобретает большую целостность. Это путь к христианскому совершенству, святости.

Земная жизнь в Л. означает пребывание с Богом, которое потом откроется как «блаженное видение». Разные богословские школы по разному подходят к описанию «блаженного видения», одни делают акцент собственно на пребывание в Л. Бога, другие – на счастье созерцать, понимать Бога как Он есть. Так или иначе, в Л. соединяется стремление к благу и его понимание как истины. Попытка разделить эти измерения всегда является грехом.

Указанная тенденция характерна для современной культуры, на нее указывается практически во всех документах католической Церкви последнего десятилетия.

Понятна опасность пренебрежения даром Л. В Откровении св. Иоанна оно описывается как состояние «теплохладности» и соединяется с категорическим призывом к покаянию (3, 15,19).

За демонстрацией равнодушия скрывается  сопротивление исполнению требований христианской Л.  Психологическая опасность повторяющихся грехов состоит в том, что они создают привычку к игнорированию Бога. В конечном счете, это ведет к возникновению греха ненависти.

Чувство ненависти может возникать у каждого человека как сиюминутная реакция на нанесенное оскорбление или ущерб. Грехом является сознательная позиция ненависти, заставляющая человека систематически поступать против заповеди Л. к Богу и ближнему. Это смертный грех. Отделяя личность от источника Л. он опустошает душу, ведет к развитию ненависти к самому себе и ведет к суициду.

Эгоистическая Л. как  извращение подлинной Л.,  может маскироваться под подлинную Л. к ближнему. Так материнская забота о благополучии ребенка может быть основанной на заботе о собственном эмоциональном комфорте. В этом случае мать не готова идти на жертвы ради понимания  и достижения того, что является подлинным благом ребенка.

Следует различать эгоизм как грех и эгоцентризм, который может быть вызван обстоятельствами – одиночеством, страхом общения и т.д. Поэтому нет смысла осуждать человека, который замкнут на собственных интересах, лучше попытаться предоставить ему возможности для проявления более глубокого интереса и Л. к другим

Л. к ближнему выражается, прежде всего, в делах помощи нуждающимся, т.е. тем, кто  обделен плодами Л. В притче об овцах и козлах (Мф 25, 31-46) Иисус указывает, что равнодушие к нуждающимся ведет «в муку вечную». Поэтому с момента своего возникновения христианская Церковь рассматривает служение бедным, диаконию, как существенную часть своей миссии.

Л. к ближнему проявляется в доброте, как душевной расположенности к людям, стремлении делать добро другим. Показателем подлинной доброты является ее свобода, отсутствие нездоровой потребности в благодарности, в признании своих заслуг, ощущении собственной значимости, власти над объектами помощи.

Важно, что свобода Л., ее бескорыстие, позволяют понять другого человека, правильно оценить его потребности. А также преодолеть трудности протестов, когда другому хочется легкого комфорта, а не подлинного блага.

Л. объединяет людей, способствует созданию обществ. Фундаментальная ячейка общества, основанная на Л. – это ? семья. В ? браке супружеская Л. включает человеческую ? сексуальность. Собственно, сексуальность, как одна из сторон личности, вовлекается в любое человеческой общение. Но в дружбе она контролируется таким образом, чтобы не препятствовать свободе друзей, а в браке используется для достижения большей близости и единства, необходимого для семьи – общины родителей и детей. Пребывание ребенка с раннего детства в атмосфере Л. не гарантирует того, что он вырастет добрым человеком (это вопрос его свободного выбора), но увеличивает эту вероятность.

В общественных отношениях Л. приобретает характер солидарности. Это одна из главных тем социального учения Церкви. Солидарность охватывает общества различного уровня вплоть до государственных и международных организаций. Общение людей в таких больших группах уже не может быть непосредственным и формируется через органы общественного управления и коммуникации. При таком опосредованном общении основной категорией, выражающей Л., становится человеческое достоинство, а уважение к человеку выражается в терминах прав человека. Это образует аппарат для справедливого решения политических и экономических вопросов. 

Общественная справедливость заключается в исполнении определенных правил, норм, регулирующих отношения внутри общественных групп и между ними. Она сама по себе  не является Л., но необходима как условие проявления и развития Л. в обществе. Мировая цивилизация, которая могла бы развиваться на таких отношениях, в Учении Церкви называется цивилизацией Л. Она представляет собой ориентир для общественной деятельности христиан.

Церковь являет собой общество, существующее на принципе Л. Жизнь Церкви питает таинство Евхаристии, в котором соединяется божественный и человеческий планы Л.  В раннехристианских общинах агапэ, встречи-трапезы любви, сопровождали совершение таинства Евхаристии. Эти встречи были выражением единства в Христе всех членов общины. 

Отношения Л. внутри Церкви описываются как служение. Как Христос пришел на землю, чтобы послужить людям, так и члены Церкви стараются вести жизнь служения. Образом служения каждого члена Церкви, начиная с епископа, является сцена омовения Иисусом ног ученикам (Bishop servant, 78).

Вместе с тем Церковь сознает себя грешницей, всецело зависящей от Божьего дара Л. Церковная благотворительность, будучи прямым выражением заповеди Л. к бедным, не может носить формального характера. Если Бог не благословит людей, занимающихся этим служением, благотворительность не принесет добрых плодов ее участникам – ни дарителям ни получателям. Поэтому  развертывание благотворительных структур местной Церкви должно соответствовать степени действительного воцерковления, духовной зрелости верующих.

В современном мире миссия Церкви выражается в новой проповеди Христа, основанной на свидетельстве истине и служении Л. секулярному и нехристианскому миру.

 

© о. Сергей Николенко 2006

 

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website