Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Нравственность христианская

Февраль 17, 2007

НРАВСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ – (лат. mores – мораль, нравы) поведение, вытекающее из жизненной позиции христианина. Оно питается живым опытом Церкви, вырабатываемыми ею нормами нравственности, совестью христианина, освещено верой и помощью благодати.

Существуют разные способы определения сущности добра и зла, их разделения. Как правило, они интуитивно понятны. Например, добром можно считать то, что дает приятные ощущения, злом – то, что приносит страдания. Можно делать различение на основе полезности вещи или поступка. Еще один  критерий – правильность, то есть, ведет ли данный поступок или мысль или целая линия поведения к поставленной цели или нет?

Не так легко провести такое разделение. Например, выкуриваемая сигарета придает человеку спокойствие и уверенность, в которых он может так нуждаться. В то же время, по мере приобретения привычки, он утрачивает способность собственными силами справляться с неприятным чувством неуверенности в себе. Таким образом, приятное и полезное, происходящее сейчас, скрывает опасное и вредное, которое проявится в будущем.

В Евангелии от Матфея известная история о богатом юноше (19, 16-22) начинается с его слов: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Здесь и «благое» и «доброе» в греческом оригинале передаются одним словом «agathos». Иисус отвечает: «Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Юноша знает, что добро определяется как то, что дает  вечную жизнь. Оно – не результат произвольной личной оценки, а реальность, от которой зависит жизнь в вечности. Иисус уточняет, что по настоящему добр лишь сам источник вечной жизни – Бог и подтверждает   заповеди, нормы доброй жизни, становящейся вечной жизнью. Все четыре понятия: Бог, добро, вечная жизнь, заповеди,  ассоциируются с личностью Иисуса Христа, Сына Божия.

Христианство исходит из следующей картины реальности. Созданная Творцом телесная личность хороша, добротна, способна к развитию. Мысли и действия принадлежат всей личности. Но наряду с настоящим добром, связанным с дружбой с Богом и  вечной жизнью, в мире есть зло. Оно представляет собой реальную угрозу для человека, его природы. Зло ломает отношения человека с Богом и способность сохраниться в вечности как счастливая (блаженная) личность. На психологическом и социальном уровне зло вызывает деградацию личности, разрушая способность к открытым доброжелательным отношениям с людьми, миром и самим собой.

В Евангелиях Иисусу принадлежит формулировка так называемой двойной заповеди любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем […] Возлюби ближнего как самого себя» (ср. Мф 22, 37-39). Согласно библейской антропологии  сердце – это духовный центр личности, ее свободы, включающий способность к самоопределению и планированию действий.

Иисус ссылается на заповеди Декалога в ВЗ. Это объективные моральные нормы, изложенные в сжатом виде. Анализ библейских текстов позволяет установить их сущность. Например, убийство в Ветхом Завете, как безусловное зло, отмеченное особой заповедью «Не убий», означает далеко не каждую ситуацию, связанную с отнятием жизни. Глагол «rasah» используется только, если речь идет о несправедливом и незаконном отнятии жизни у невиновного человека. Сюда не входят ситуации самозащиты или защиты страны от агрессора. Это понятно, если вернуться к понятию сердца. При адекватной самозащите нет намерения убить нападающего. Главная цель – защитить свою жизнь. При этом есть возможность сохранить свое сердце от ненависти, которая разрушает способность личности к вечной жизни.

Точно так же, прелюбодеяние представляет собой безусловное зло обмана супруга, который доверил свою жизнь и любовь другому супругу. Ложь также безусловна зла, ибо дезориентирует человека относительно мира, Бога, других людей, самого себя, заставляя его действовать на ложных основаниях.
Если человек свободно избрал подобный способ поведения, можно говорить о настоящем зле, в котором он виновен,  независимо от того, как  он сам себя оценивает. Вот в чем объективность этих норм.

В центре современного католического богословия находится понятие  завета (евр. berit имеет оттенок соглашения, заключаемого из симпатии к другой стороне). В Священном Писании приведено несколько таких договоров Бога с избранным Им Народом. Каждая личность дорога Богу, но поскольку человек – существо социальное, то невозможно говорить о существовании изолированной личности. Целью Завета является благо возлюбленных Творцом людей. Сила Любви Бога выглядит иногда как беззащитность — любящий идет на личный риск ради того, чтобы любимый стал настоящей личностью, а иногда как жестокость – справедливость требует насилия ради воспитания зрелой личности. В НЗ Завет Бога с человечеством сосредотачивается в одной личности Иисуса Христа. Вещи, которые были подлинными благами для земного Иисуса, имеют непреходящую ценность. Иисус ценит жизнь и здоровье людей, избавляет их от недугов; благословляет самое маленькое человеческое общество – семью и детей; признает важность государства, хотя и не считает ее самой главной в отличие от многих своих современников; главное для Него – верность отношению Завета с Отцом.

Общество формирует взгляды человека. Например, расистское окружение способствует тому, что личность не видит себе подобного в человеке другой национальности. И поэтому не может по настоящему сочувствовать другому. Это дефект совести. Все же перед лицом Бога человек отвечает лишь по собственной совести. В этом проявляются его ответственность и достоинство.

По сути, достоинство человеческой личности состоит в том, что Бог так любит его, что отдал ради него Своего Единственного Сына (ср. Ин 3, 16; Гал 1, 4). Это значит, что никто не имеет права ограничивать свободу человека делать выбор по совести. Но справедливо и другое. Если общество не помогло человеку в формировании верных представлений о добре и зле, его действия по совести не будут эффективными в мире. Любовь без мудрости не достигает своей цели, не приносит блага любимому.
Аналогмично благу личности возможно говорить о благе общественной группы или общем благе. Это понятие широко используется в сравнительно новой богословской дисциплине Католической Церкви, ее  социальном учении. Для достижения общего блага люди и объединяются в то, что является настоящим обществом,  координируют свои действия.

Любовь всегда дает больше, чем просят. Невозможно ограничить подлинную доброжелательность. Но реализация любви в мире, где господствует несоответствие между человеческими потребностями и реальной возможностью их  удовлетворения, требует справедливости – понимания необходимости самоограничения ради своего блага и блага других.

Государство — это такое общество, в котором люди получают все, что нужно для стабильной жизни. Сегодня уже бессмысленно говорить об интересах отдельного государства – интересы всего человечества важнее. Все больше проблем переходят из проблем отдельных народов в разряд глобальных: природные ресурсы, состояние среды, культурные ценности и т.д.

Папа Иоанн ХXIII в 60х годах XX в. развивал богословие «всеобщего блага». В мире, где есть беднейшие страны, богатые страны не могут благоденствовать. Это ложное благоденствие, основанное на неспособности сострадать и помогать нуждающимся. Общество эгоистов в определенном смысле уже мертво.
Общее благо Церкви абсолютно — это  Царство Божие. Понятно, какой ответственности и личной чистоты жизни это благо требует от всех верующих христиан. В ХХ веке Католическая Церковь более чем когда-либо признавалась в ошибках и преступлениях своих членов или в заблуждениях, разделяемых всей Церковью (см. антисемитизм).

Различные общие блага семьи, государства и Церкви не просто дополняют друг друга, но и вступают в противоречия. Семья выращивает новых членов общества, в этом отношении она помогает государству и Церкви и нуждается в их поддержке. Но как быть, если государство не может прокормить своих граждан, а семьи рождают все новых детей? Церковь воспитывает высшие ценности в людях, в том числе моральные ценности – честность, трудолюбие. Это важно для государства. Но как быть, если государство нуждается в новых сырьевых базах и готово к захватническим войнам, а верующие отказываются служить в армии?

На многие подобные вопросы нельзя дать простого ответа. Н.Х. признает наличие в обществе нравственных проблем, неразрешимых без общего покаяния. На этом уровне рассмотрения становится ясной взаимосвязь и греховность самых разнородных явлений — эксплуатации трудящихся и неверности в семье; расовой дискриминации и абортов; лживых  политических заявлениях и рекламных кампаний, навязывающих людям мнимые потребности. Всё это преступления против  достоинства человеческой личности, имеющей право на свободу духа и тела – права не быть использованной как вещь. Как цепная реакция, эти грехи подпитывают испорченность общества, ее  социальный грех. Подлинная нравственность начинается там, где человек способен воспринять свою свободу и свободу других людей одновременно с чувством братства, солидарности с ними.

© о. Сергей Николенко 2007

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website