Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь, Рождество, 7 января 2007 года

Январь 12, 2007

Я обратил внимание на то, какую сложную операцию пришлось провести волхвам, чтобы взглянуть на Младенца. Насколько проще неделю назад было пастухам! Ангелы сказали: «Идите посмотрите», пастухи пошли и посмотрели.

Но это было на латинское Рождество. На византийское всё гораздо сложнее.

Есть царь Ирод, у которого твердая линия политического руководства. Всех родственников, которые могли претендовать на престол, он ликвидировал. И вот ему заявляют маги – ученые люди с Востока (а может быть, с Запада), – что появился еще один претендент. Ирод посылает их разузнать о Младенце. Они действуют в жанре нормального нашего соотечественника, находящегося на государственной или церковной службе. Боясь за свою ученую шкуру, они делают вид, что исполняют приказ начальства, а на самом деле удовлетворяют свой интерес к истине, красоте и любви. Идут, поклоняются Младенцу, отдают Ему дары. Но долго ваньку валять не удается. Вместо того, чтобы вернуться и доложить о местопребывании Младенца они тихо удаляются, по-английски.

Это шаблон нашего служения Богу, как правило. Путь в Церковь у человека начинается с неосознанной попытки служения двум господам: и чтобы Богу было хорошо, и мне неплохо. Но истина по природе своей так устроена, что двум господам служить не получается. Надо выбирать: сохранять или свою шкуру, или пребывание Бога в этом мире.

А начинается всё с идеалистических проектов. Не знаю, были волхвы на самом деле или не были, но можно пофантазировать, что они думали: как хорошо, соберемся в путь, пройдем пустыню, в Иерусалиме уточним, где родился Царь. Нам, конечно, всё скажут. Благородные планы, совершенно не принимающие в расчет того, что дьявол бьет исключительно под дых или даже ниже. Казалось бы, уважаемые люди приехали. В такой буйной стране для свободного пребывания и проезда надо заручиться поддержкой властей. А власти настроены против их миссии. Власти прагматичны, понимай, коварны: хотят этих интеллигентных приезжих ученых людей использовать в своих целях. Хотят сохранить престиж на мировой арене («демократичность, широкие взгляды, открытость для Востока») и одновременно через этих интеллигентов вынюхать, где находится претендент на престол, и тихонько его ликвидировать, уже не по демократическим стандартам, а по свойским.

Примерно как с месяц: в Москве неугодного чеченскому начальству человека, соотечественники застрелили прямо на улице средь бела дня – во благо народа. Местная милиция не сообразила, попыталась завести на чеченцев дело, но уже через несколько дней отказалась от претензий.

Публика это проглатывает спокойно. Наверно, многие об этом и не слышали. Периодически всплывают громкие истории: Политковскую убили. Но тоже, нормальные люди только имя ее слышали, а что она писала, не читает никто. Такая вот потребительская позиция отовсюду – власти используют народ для своих целей, а народ сидит тихо и пытается использовать власти, чтобы не мешали тихо жить.

Есть еще такой взгляд. Я читал когда-то давно одного из теоретиков Малых братьев. Он ушел в монастырь и писал: у меня газет и радио нет, но я и так знаю, что в мире царит зло, убивают людей, катастрофы, несчастья. Ничего нового я из газет не узнаю. Православным вариантом этой линии является фильм «Остров». Монах сидит у себя в котельной, кается. Бог дает прозрение – конкретный человек к нему приходит и он, как в личном деле прочел, говорит: «У тебя то-то и то-то».

Меня не понесло в политику. Я, как верный сын Католической Церкви и Магистериума и преподаватель социального учения в течение пятнадцати лет, думаю об этих вещах. Другое дело, что приходится постоянно переключаться на вопросы внутренней жизни – «малых дел». Но вопрос позиции в большом мире остается. Люди берутся не из маминого живота, это полуфабрикаты. Люди формируются в обществе. Если общество лживое, то и человек будет лживый. Такой человек про истину может слышать, но для него это не ценность, он не чувствует, что хорошего в том, чтобы жить по истине.

Некоторые думают, что жизнь «по истине» прямолинейно шизофреническая, когда человек не понимает тонких процессов в личностях других людей. Рубит правду-матку и требует, чтобы все ее принимали. Конечно, это не честная жизнь. Честная жизнь требует тонкого понимания людей и развитого инстинкта самосохранения, которому я могу доверить бразды правления, когда вижу, что вопрос не настолько важный, чтобы из-за него идти на баррикады. Но есть важные вопросы, в которых на компромисс идти нельзя.

На каком же месте мы оказываемся? Домохозяйка сталкивается с нечистоплотностью продавца. На этом месте у нее есть обязательство бороться с несправедливостью и она может сказать: «Это мой уровень, остальное мне не важно». Это полуправда. Если человек живет по истине, у него есть обязательство ее знать, не замыкаться в пределах своего мирка. Возможности для этого есть. От развития кругозора – назвать ли его гражданским сознанием или житейской мудростью – зависит, какую картину мира мы создаем вокруг себя, в какой картине мира варятся наши дети, родственники, знакомые. Если это картина наивно-духовная или, наоборот, чересчур политизированная, с демонизацией политики, то это неправда.

Чутье к правде мы получаем на опыте собственных страданий, собственной борьбы. Повторяю в очередной раз, у интеллигенции роль – понимать, что происходит с миром, с обществом, уметь это сформулировать в понятных терминах, передавать и отстаивать от вранья. Через это интеллигенция несет в мир Христа. Тогда тихо удалиться, как волхвы, не удается.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website