Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь, Неделя о мытаре и фарисее

Февраль 17, 2007

2 Тим 3,1-15; Лк 18,10-14

Начинаются вводные воскресенья перед Великим постом. Тимофею Павел пишет: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Если хочешь жить благочестиво, не надейся, что тебе дадут это делать. Тебя постигнут такие испытания, что то благочестие, которое ты планировал осуществлять, не получится, а придется осуществлять какое-то другое.

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». Очень емкая фраза, создает объемную картину. Люди друг друга обманывают. Продавец всучивает покупателю ненужную ему вещь, обманывает покупателя, утверждая, что эта вещь ему нужна, а покупатель с удовольствием обманывается и берет эту дорогую вещь в престижной упаковке. В результате магазин процветает, продавец процветает, в стране деньги оборачиваются, покупатель тоже процветает – всё хорошо идет, только эта деятельность никому не идет в настоящее благо.

Продукты этого общества в евангельской притче приходят в храм. Фарисей с обоснованным удовольствием говорит: «Слава Тебе, Господи! Благодарю Тебя, что хоть я не такой, как остальные люди: не обижаю, не ворую, в прелюбодеянии не замечен. Или не такой, как этот мытарь, который народные денежки собирает на всякую дрянь». А мытарь себя так и воспринимает как человека, который народные деньги отнимает на неправедные языческие императорские дела. И мытарь говорит: «Боже, будь милостив ко мне грешнику», потому что поделать он с этим ничего не может или не хочет. Он не говорит: «Боже, дай мне сил измениться, стать таким, как, например, этот фарисей». Он говорит как человек, пребывающий в унынии, безнадежности, ничего не собирающийся менять в своей жизни. И, тем не менее, мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Единственное, что в заключении Иисуса понятно – что фарисей тоже ничего менять у себя в жизни не хочет, а на том уровне праведности, на котором он себя отметил, так и намерен оставаться и благодарит за то, что ниже не опускается.

Вот еще что в оценке Иисуса мы можем отметить: у мытаря молитва более непосредственная. Ему ни до кого и ни до чего нет дела в этот момент, потому что вина перед Богом, ощущение греховности полностью его захватило. А у фарисея молитва построена как заранее придуманная фраза – по крайней мере, он захвачен не столько обращением к Богу, сколько пересуживанием людей: кого-то вспоминает, а кто-то у него перед глазами, как мытарь. То есть фарисей судит, или, на сегодняшнем языке мы сказали бы: проецирует на мытаря ту нечестность, которая в нем живет. И это Иисусу не нравится: фарисей не обращен в молитве полностью к Богу.

Но когда Иисус говорит: «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот», – насколько более? Не знаем. Понимаем только, что, если у мытаря такое отчаяние есть, для него это шанс что-то услышать от Бога и что-то изменить. А фарисей так и останется в своих благочестивых стереотипах.

Так или иначе, какой контраст между этими молитвами и благодарственной молитвой Марии, Magnificat, которую Лука сконструировал таким образом, что там есть и смирение, как у мытаря, и одновременно очень мощный социальный аспект. У фарисея тоже социальный аспект в молитве есть, фарисей обращает внимание на других людей, но у него социальный аспект очень жалкий. А у Марии есть видение того, что ее судьба соединена с судьбой народа Божия, Израиля. И благодарность у Марии к Богу не от себя лично и не за себя лично, а за весь народ. Этого ни у фарисея, ни у мытаря начисто нет.

Коротко говоря, Мария чувствует и осознаёт общее благо. Для нее это не абстрактное понятие, вся ее жизнь направлена на общее благо народа Божия. А фарисей и мытарь могли бы сказать, как мы: в нашей стране в наше время всё так сложно, и непонятно, в чем заключается общее благо и как его осуществлять? Отчасти это так. Но и общее благо – не простая вещь. Чтобы понять, что такое общее благо, вспомним еще раз слова Павла: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». В этих гонениях они и поймут, что такое общее благо, и смогут его осуществлять. А нет гонений, так и ничего нет.

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website