Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 6.10.07

Октябрь 17, 2007

От праздника Воздвижения Креста осталась евангельская фраза: «оставь всё, возьми крест свой и следуй за Мной». Это концовка сегодняшнего Евангелия: рыбаки, будущие апостолы, оставили всё и последовали за Ним.

Я бы хотел обратить внимание на фразу: «Отплыви на глубину». Кажется, где дальше от берега, там и страшнее, опаснее, степень безопасности ниже. Но моряки знают, что в шторм лучше на глубине, потому что у берега на мелководье встречаются две стихии: подвижная вода и неподвижная суша, – и лодку бедного человека, который пытается их совместить, размолотит вмиг. Это к вопросу о кресте, о христианском творчестве, о бесперспективности служения двум господам и об опасности такого служения. Парадокс: на глубине даже в шторм легче.

Павел пишет, что ему нечем хвалиться, кроме немощей и креста Христова. Это так и есть. Л. себя отдал нам как бы в пищу, на растерзание. Я прочел его последнюю книгу, по Апокалипсису. За несколько книжек, что он за полтора года написал, генезис взглядов оформился ясный: вообще религия – социальная придумка, никакой связи с Богом она не имеет сама по себе. Разные религии – социо-культурные феномены. И Иисус человек Божий, и Магомед пророк, и Гаутама пророк. В мире всё едино, догматика дребедень, а настоящее – это любовь. С горячностью, с убежденностью и убедительностью он это утверждает. Я вспоминаю, как-то я гулял с псом, встретил Л.-младшего, театрального деятеля. Он тоже мне втолковывал, что нет оснований для разделения между христианами. Все должны быть вместе. Посыл в этом – единство людей в Боге побыстрее и попроще обеспечить. Стремление к единству правильно и прекрасно. Но туда еще нужно вставить крест как понимание того, что истина есть и что она одна. Да, религии – социальные институты, но приспособленные и предназначенные для выражения веры в единого Бога. Есть религии, которые продвинулись далеко по этому пути, а другие застряли, буксуют. И буксуют люди внутри. Несколько дней назад я беседовал с протестанткой, приезжей из Средней Азии. Она была мусульманкой, сильно болела. Когда Библию прочла, болезни отступили. Она крестилась, стала ходить в протестантскую церковь. Это правда. Но есть и противоположные случаи, когда, родившись в традиционном омертвелом христианстве, человек принимает ислам, и ему по-новому открывается единство Бога. Это не значит, что эти религии в равной степени продвинулись к истине. Но понимание этого лежит через крест и через честное принятие того, что я могу и должен критиковать грехи Церкви. Если я когда-то был восторженным поклонником Евхаристии, то сейчас, критикуя Церковь, я должен помнить об этой восторженности как о моем качестве, которое определяет ход моих мыслей, и держаться истины, несмотря на то что хочется ее с меньшими затратами поймать.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website