Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 29.09.07 — Впечатления от Львова

Октябрь 20, 2007

Ам 6,1а.4-7; Пс 106; 1 Тим 6,11-16; Лк 16,19-31

Во Львове, конечно, с голоду не умирает никто, но перед лицом богатого Запада зависть очень большая. Они себя ощущают бедными, никчемными, никому не нужными, хуже их не живет никто. Допустим, житель Львова сдает квартиру иностранным бизнесменам, которые приезжают, – это там нередкая вещь. Квартира не евроремонт, но жить можно. У людей есть ощущение своей второсортности и стремление к достижениям: съездить в Италию, потом похвастаться этим. Всё-таки они ближе нас к Западу, и поездки – не чрезвычайная вещь. С богатыми людьми я не встречался, хотя видно, что они есть во Львове.

Сам город производит шизофреническое ощущение. Узенькие улочки, тротуары, старые дома, сплошная застройка. Дома очень красивые, но их не видно, потому что улицы запружены машинами. Копоть, гарь, люди снуют. Безумное сочетание средневекового города с современностью. В историческом центре много памятников: костелов, церквей, которые тоже снаружи представляют собой произведения искусства. Но тут же наляпаны памятники героям времен свободной Украины, и такая в этом безвкусица. Тут же магазины, реклама.

Внутри средневековых храмов всё темное. В архитектурном отношении – преимущественно поздняя готика. Барокко немного есть, но тоже тусклое. Стоят в церкви по сторонам национальные флаги. В кафедральном польском костеле в основном польские штандарты, новенькие.

Люди в принципе такие же, как в Москве, но не в центре Москвы, а в средней части. Бабушки приходят на мессу, по-православному крестятся. Кем себя считают, непонятно. Да это неважно. На всём отпечаток неблагополучия, невозможности устроить свою жизнь, организовать вокруг себя пространство города для разумной жизни. С одной стороны беда, бедность, неумение. С другой стороны зависть к процветающему Западу, и эта зависть во всём просматривается. Так что притча о богаче и Лазаре и сегодняшнее первое чтение, из Амоса, к нам, России и Украине, не вполне применимы. Бедные жаждут стать богатыми. И как только кому-то из них это удается, он становится таким же, как богач и его братья. В чем-то, конечно, влияние христианства ощущается. Но интересно, что Явлинский из Львова и Виктюк тоже. И видно, что для одной и для другой культуры питательная почва там есть.

Есть проблема национализма и шовинизма: российского, украинского, польского, – но и она, на мой взгляд, в зависть упирается. Это известный психологический тип человека дефицита. Если у соседа две коровы, а у меня одна, даже если от этой одной коровы мне вполне хватает молока, всё равно мне очень плохо. И когда вторая корова у соседа сдохнет, я порадуюсь. А когда единственная корова у него сдохнет, я буду его жалеть, молочко носить, но с чувством удовлетворения: меня Бог любит, меня Бог благословляет.

Второе чтение посвящено тому, как удержаться, не сойти с ума: «преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». Это у Павла не просто перечисление нравственных добродетелей, не морализаторство. Павел всё время отсылает к живому общению со Христом, к тому, чтобы сердцем быть с Богом.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website