Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 3.11.07 — Поминовение всех усопших верных

Ноябрь 6, 2007

Я уже говорил, что это праздник желанный для многих людей, возможность вспомнить усопших близких, помолиться о них, подумать о них.

Парадоксальность в сегодняшнем чтении из Книги Премудрости дает возможность углубить видение судьбы усопших. Здесь объясняется, что такое в глазах Бога смерть молодого человека, человека в расцвете лет, праведника. И когда мы вспоминаем преждевременно погибших знакомых, это рассуждение дает глубину молитвам о них.

Праздник имеет и другое измерение. Мы вспоминаем и других мертвых — не прощенных, с кем мы не хотели бы иметь дела. Этот праздник — шанс простить их, вынуть пробку, затыкающую канал наших молитв о них.

Я вчера смотрел Катехизис Католической Церкви о крещении. Обратил внимание на то, какой большой и тщательно сформулированный абзац посвящен людям, которые стремились жить по совести, не зная Христа. Для нас, выросших в атеистической стране, эти люди — основное окружение наших умерших. Люди хорошие, праведные, с понятными слабостями; они старались жить порядочно, не очень углубляясь в основания этой порядочности. Делали жестокий выбор в сталинские времена, когда их принуждали стучать, писать доносы, участвовать в тотальной лжи. Я сейчас говорю не о мучениках, которые претерпели смерть ради принципа, а об обычных людях, которые видели эту гадость и старались ускользнуть, спрятаться, правдами и неправдами избежать участия в беззаконии. Таких людей — большинство среди моих знакомых, знакомых моих родителей. Уже ближе к 80-м годам, 25-30 лет назад, начал я встречать разочаровавшихся пожилых людей, которые мучительно несли покаяние за комсомольскую юность, за преданность дешевым лозунгам, за наивное понимание долга перед людьми и родиной. Эти люди не приблизились к христианству, потому что очень сильную прививку от него получили в молодости, но к Богу приблизились несомненно.

Недавно молился я о некоторых умерших, и возник сильный образ их мучений. Мы знаем, что образ мучения людей в чистилище нередко является людям, ведущим созерцательную жизнь, к которым я себя, конечно, не отношу, поэтому не могу верифицировать это видение, ведь людей я вспоминал хороших. Но опыт, который я вынес, — со стороны Бога для меня это было предупреждение: не всё так просто, и нет больших оснований для благодушия в отношении судьбы умерших и собственной судьбы.

Думаю, процедура, через которую идет вхождение в нашу общину, первая часть катехизации, в обиходе называемая инвентаризацией, то есть осмысливание своей жизни, воспоминание родительской семьи, ее проблем, своего прощения и непрощения родных — важная работа не только для нас: она стимулирует нашу молитву за умерших предков, которых мы лучше начинаем понимать и чувствовать, воспринимать их глазами Бога.

Приятно об этом всём рассуждать, пока сам еще не там. Страшновато: умру, и какие из моих теперешних представлений окажутся правдой? А может быть, никакие.

Заканчивать надо оптимистично, но я думаю, что нам никогда не вредно останавливаться на знаке вопроса.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website