Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 10.11.07

Ноябрь 14, 2007

Еф 2,14-22; Лк 8,26-39

В первом чтении Иисус выступает как основа, уничтожающая человеческие разделения, причем очень глубокие, потому что религиозные убеждения, религиозные культы создают разделения, относящиеся к самым глубоким для человеческой природы. Иисус дает общий знаменатель иудеям и эллинам. Иисус — антропологическая возможность для людей образовать согласованную взаимно, в соответствии с природой личности каждого из них, постройку или храм, где человечество как целое сможет воздавать поклонение Богу, то есть реализовываться как целое в соответствии с замыслом Бога. Пока всё человечество, включая мертвых, не охвачено, нет гармонии, потому что часть его находится в беспорядке, а та часть, что хочет посвятить жизнь Богу, устроена не очень хорошо: на многих уровнях Церковь, к которой мы себя относим, дисгармоничная и нескладная.

Это по тексту, который в первом чтении из Послания к Ефесянам. А как происходит это в деталях, на уровне одного человека, мы видим из евангельского чтения. Сцена с бесноватым из Гагаринского района делится для меня на две части: часть, воспринимаемую внешне, что видели ученики, приплывшие с Иисусом на лодке, и невидимые им разговоры, общение Иисуса с бесами, в результате которого человек приобрел здравый рассудок, а стадо свиней взбесилось и бросилось с обрыва в море.

Давайте в шкуру бесноватого попробуем влезть. Одержимостью в Новом Завете называется целый класс явлений. Человек теряет самосознание, и в это время существует не он, а силы или программы, как компьютерные вирусы, которые управляют его телом (телом в широком смысле, включая психику). Более слабая ситуация — когда человек себя сознаёт, но ничего не может поделать с силами, которые им владеют. И самая слабая степень одержимости — когда человек способен на внутреннюю борьбу со страстями, с силами, которые его одолевают.

С человеком из сегодняшнего чтения не очень понятно. Известно только, что это с ним давно, что коммуникация с людьми нарушена. Жить он с людьми не может, живет в пещерах за городом и в припадках старается себе причинить ущерб: бьется головой о стену или камни. Его связывают, но это не помогает — всё равно он убегает в пустыню. Если бы мы имели дело с человеком, владеющим собой, мы бы говорили о ненависти к себе. И это есть. Но в этом случае ненависть к себе ясно не очерчивается как сознательная позиция человека, а как действие беса, внешней силы. И видно, что у него много внутри поломано, много паразитных программ у него в мозгу действует. Иисус его от них освобождает. Однако эти программы — реальность, которая не девается никуда, захватывает стадо свиней и уничтожает его. Видим, что у этого человека и окружающих был достаточный потенциал, чтобы сопротивляться разрушительной силе беса. У свиней такого потенциала нет.

После этого человек оказался в рассудке, и общение с Иисусом уже не мучительно для него. До этого было мучительно: он умоляет Иисуса оставить его. Но тут не нужно преувеличивать, потому что со всеми людьми ему трудно общаться. Здесь фраза скорее догматическая: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». Это исповедание веры. За счет его Иисус и освобождает этого человека. Мы видим, что борьба с бесами — дело прежде всего самого человека, его желания. Он призывает Иисуса как того, кто может его освободить. Но он должен призвать.

Мы видим, как после исцеления собрался весь Гагаринский район и просил Иисуса с учениками перейти в другой район, потому что зрелище бесноватого, который стал нормальным человеком, для них невыносимо. И тогда мы понимаем, что их ситуация тяжелее. Им Иисус помочь не может, потому что они — здравомыслящие люди, у них нет проблем, а все беды от губернатора Подмосковья. И вот с теми, у кого всё в порядке, ни Иисус, ни мы ничего сделать не можем.

Есть другой вид состояния «всё в порядке», чему мы на группе участниками были: хроническое «я всегда была и буду не в порядке, Господи, не лезь ко мне. Я несчастная. У меня всегда всё плохо получается». Призыв скорее такой: «Помоги мне, Иисус, Сын Бога Всевышнего, но так, чтобы мне делать ничего не нужно было. Чтобы я оставался таким, как мне удобно и приятно, но счастливым».

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website