Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 26.01.08

Январь 29, 2008

Кол 3,12-16; Лк 18,18-27

У Павла всё просто. Он говорит: облекитесь в милосердие, кротость и другие добродетели. Наденьте их, как одежду. В этом отрывке он и средства предлагает простые, которые были в первой Церкви: поучать и поддерживать друг друга псалмами. Набор средств небольшой: ни катехизиса, ни богословской литературы, ни литературы по аскетике, ни пышной литургии, которую мы служим, стараясь, впрочем, от этой пышности ничего не оставить.

Собственно, эти славословия и фрагменты из литургических песен по Новому Завету разбросаны. Допустим, гимн из Послания к Филиппийцам: «Он, будучи образом Божиим…». Как это для нас ни звучит наивно, это настоящий инструмент, если через это действует вера и покаяние человека.

Мы уже много времени потратили на беседы о зависимости, созависимости, вообще о здоровье. Видно, что непростое это дело, добродетели не набросишь, как кофту. На пути лежат препятствия, непреодолимые, как мы видим.

Словами «зависимость» и «созависимость» бросаться нельзя, нельзя клеить их, как ярлыки. Мы говорили, что есть злоупотребление и есть зависимость. Традиционная христианская аскетика эти вещи не различает. Пороки как дурные привычки образуются под длительным воздействием искушения, к которому человек склоняется. Бывает, что человек недостаточно решительно борется с искушением и оно, действуя долго и реализуясь в действиях, закрепляется в виде привычки. Не исследуются причины, почему человек иногда побеждает дурную привычку, а иногда нет.

Сейчас наш взгляд на порок стал более изощренным. То, что раньше считали добродетелями: трудолюбие, бескомпромиссное стремление к справедливости, порождающее борцов за правду, истовое благочестие — теперь воспринимается не так однозначно. Вопрос меры всегда есть. Часто неуловимым образом эти добродетели представляют собой примеры навязчивого зависимого поведения.

Мне кажется, главная метафора человека, с детства больного, — серость восприятия. Мир серый и краски обретает только во время какого-то яркого переживания, связанного или с упорным трудом, или с отстаиванием справедливости, или с истовыми занятиями спортом, религией, с истовой любовью к своему ребенку. Эти переживания окрашивают мир каждого человека, но у зависимого человека серость такова, что жить в ней он не в состоянии. Про биологические механизмы мы говорили много: проблема с выработкой нейроагентов, нейротранзмиттеров, отвечающих за качество передачи импульсов между нейронами, что нужно для нормального протекания психической деятельности. Серость и смена серости яркими красками — этот механизм во многом определяется природными дефектами в выработке нейротрансмиттеров. Грань между злоупотреблением и зависимостью нечеткая. Злоупотребляющий пьяница может не пить, если на следующий день предстоит важное дело. В подавляющем большинстве случаев это так, но бывает, что злоупотребляющий не воздерживается от выпивки даже при таких условиях. И наоборот, зависимый человек может если не контролировать выпивки, то хотя бы планировать и, соответственно, тоже не напиваться, когда очень нужно.

На уровне традиционной аскетики не различаются злоупотребление и зависимость, а различаются явления обсессии и ипосессии, одержимости и обладания дьяволом. Одержимость описывает ситуацию, когда человек еще может бороться (злоупотребление). Но случаи одержимости всегда связаны со сверхъестественными проявлениями. Мы знаем, что харизматики, например неопятидесятники, видят сверхъестественную дьявольскую силу практически во всём, пытаются и все случаи, связанные с пороками, дурными привычками, лечить через освобождение от дьявола.

Я сам не стал бы с определенностью говорить, что это универсальный способ. Кроме того, мы вполне можем работать с зависимостью и созависимостью без этого. Но чем отличается злоупотребление от зависимости? Тем, какими средствами мы от них избавляемся. От злоупотребления — просто целеполаганием. Постановкой высокой и благородной цели, достижение которой несовместимо со злоупотреблением алкоголем, перерабатыванием, чрезмерной вовлеченностью в семейные отношения. Например, если человек ставит перед собой цель заработать на квартиру, 10 лет работает и не пьет, мы можем сказать, что он злоупотреблял алкоголем, но не был зависим.

Другое дело настоящая зависимость, действующая на основе биологических механизмов. Исцеление возможно только через последовательное покаяние. Иначе человек просто перескакивает с одного вида зависимости, от которого он уже намучился, на другой вид, пока еще не изведанный. Последовательное покаяние работает всегда, если оно есть.

На группе мы слышали развернутую симптоматику. Избавление от серости восприятия идет через навязчивое переживание чувства вины. Это эмоциональная составляющая. На нее накручивается неадекватная самооценка: я особенный, потому что я хуже других. Я не могу быть как все, я могу быть только лучше всех.

Выход не в разглагольствовании, не в переживании многократно ощущения своей плохости, потому что речь идет о чувствах, которые работают по слепому механизму и только усиливаются от повторения. Выход — покаяться, в принципе отказаться от того, чтобы себя мерить. Бог мерит.

Последняя вещь. Здесь, в нашей общине, мы можем помочь очень немногим — в частности, потому, что сытый голодного не разумеет. Человек без химической зависимости не может понять человека, у которого химическая зависимость есть. Нужно приложить большие духовные усилия, чтобы вчувствоваться в то, как происходит у зависимого человека внутренняя жизнь, и наоборот. Поэтому наша община — трудное место для общения. Гораздо проще в общинах анонимных алкоголиков, где у всех одинаковая проблема. Но и возможностей ощутить действие Божие, живость Бога, благодать для нас тоже больше.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website