Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Лучше без Него

Февраль 23, 2008

Джордж Монбио

Это статья Джорджа Монбио, опубликованная в The Guardian 11 октября 2005 г.)

Согласно новому исследованию, христианские добродетели лучше всего представлены в безбожных обществах.

Верно ли, что религиозные общества лучше, чем секулярные? Атеистам должно быть легко ответить на этот вопрос. Большая часть тех, кто сегодня стремится взрывать людей – используя танки и ракеты или рюкзаки и пассажирские самолеты – делают это во имя Бога. В Индии мы видим верующих, которым религия запрещает причинять вред насекомым, но которые поджигают людей. Папа XIV века, пользуясь коммуникационной сетью XXI века, поддерживает миссию своей Церкви – преследовать геев и запрещать женщинам распоряжаться собственным телом. Епископы и раввины в Британии только что объединились ради продления человеческого страдания: сопротивляются легализации самоубийства при содействии другого лица. Мы знаем, что самая опасная человеческая черта – это отсутствие сомнения в собственной правоте и что сомнение в собственной правоте чаще отсутствует в сознании верующего, чем неверующего.

Но мы также знаем, что лишь немногие религиозные правительства совершали зверства в масштабах Гитлера, Мао или Сталина (хотя можно сказать, что, с учетом их более ограниченных средств, испанцы и британцы в Америке, британцы, немцы и бельгийцы в Африке и британцы в Австралии и Индии сделали всё, что могли). Трудно отмахнуться от подозрения Достоевского: «Если Бога нет, то всё позволено» . Не можем мы также быть полностью несогласными с новым Папой, когда он предостерегает, что мы движемся к диктатуре релятивизма, который… своей высшей целью ставит эго и собственные желания индивида» . (Мы должны надеяться, конечно, что человек, который всю жизнь употребил на то, чтобы стать Божиим посредником и теперь верит в свою безошибочность, не поддается таким импульсам). Возможно, креационисты в США сумасшедшие, но то, чего они, по их утверждениям, боятся, тревожит почти каждого, кто дал себе труд подумать об этом: если наша жизнь бесцельна, зачем нам беспокоиться о жизни других людей?

Кроме того, мы знаем, как заявил в прошлом месяце в the Guardian Рой Хэттерсли, что «добрые дела чаще совершаются людьми, которые верят, что небеса существуют. Эта связь так ясна, что невозможно сомневаться в том, что вера и милосердие идут рука об руку» . Единственные два героя, с которыми я знаком – оба католические миссионеры. Joe Haas, австриец, у которого я гостил в болотистых лесах Западного Папуа, всю жизнь играл роль человека-щита для туземцев Индонезии: каждые несколько месяцев солдаты угрожали убить его, когда он не давал им убивать его прихожан и захватывать их землю. Frei Adolfo, немец, с которым я познакомился в саваннах северо-восточной Бразилии, подумал, когда я впервые постучался в его дверь, что я – бандит, которого владельцы ранчо послали убить его. И всё же он открыл дверь. Вместе с другими приверженцами теологии освобождения в Католической Церкви он предоставил единственно возможную весомую поддержку крестьянам, на которых нападали землевладельцы и правительство . Если бы эти люди не верили в Бога, они никогда не пошли бы на такой риск ради других людей.
Примечательно, что до сих пор никто не попытался дать систематический ответ на вопрос, с которого началась эта колонка. В новом номере «Журнала религии и общества» исследователь Грегори Пол проверяет гипотезу, выдвигаемую христианами-евангелистами из администрации Буша; согласно этой гипотезе, религия ассоциируется с более низкими показателями «смертоносного насилия, самоубийств, не-моногамной сексуальной активности и абортов». Он сравнил данные по 18 развитым демократическим странам и обнаружил, что христианские фундаменталисты весьма заблуждаются.

«Вообще, чем больше люди верят в какого-либо творца и поклоняются ему, тем выше показатели по убийствам, смертности в подростковом и раннем взрослом возрасте, инфицированности венерическими болезнями, подростковой (13-19 лет) беременности и абортам… Ни в одной из секуляризованных, про-эволюционистских демократических стран измеримая дисфункция не достигает высокого уровня». Внутри Соединенных Штатов «Юг и Средний Запад, ярые сторонники теизма и противники эволюции» гораздо больше страдают от убийств, высокой смертности, венерических болезней, беременностей среди молодежи, от проблем с браком и вокруг него, чем Северо-Восток , где секуляризация и признание эволюции приближаются к европейским нормам».

Можно выделить три группы данных: связь между религией – в особенности абсолютной верой – и подростковой смертностью, венерическими заболеваниями и подростковыми абортами. Графики Пола выявляют гораздо более высокие показатели смертности среди детей младше 5 лет в Португалии, США и Ирландии, а США – самая религиозная страна в его обзоре – оказывается лидером по гонорее и сифилису. Для тех, кто верит, что христианские общества выступают «за жизнь», удивительнее всего обнаружить, что «рост числа подростковых абортов прямо пропорционален усилению веры и поклонения какому-либо творцу… Итак, заявлениям о том, что светские культуры способствуют росту числа абортов (Иоанн Павел II), противоречат количественные данные».

Эти данные, по-видимому, совпадают с результатами тех исследований подростковой беременности, которые я читал. Богатые страны, где бурно разворачиваются кампании за сексуальное воздержание, обычно вдохновленные религиозными верованиями, имеют самые высокие показатели ранней беременности . США – единственное богатое государство, по уровню подростковой беременности сопоставимое с развивающимися странами: у Соединенных Штатов показатели хуже, чем у Индии, Филиппин и Руанды . Поскольку юноши, участвующие в программах воздержания, плохо образованы в сексуальной сфере и не признаются в том, что делают (поэтому меньше вероятность того, что они будут пользоваться контрацептивами), у их партнерш риск забеременеть выше, чем среди молодежи, не участвующей в таких программах.

Справедливо ли винить во всём этом религию? Указанные данные не могут отражать национальную бедность (США занимает четвертое место в мире по валовому внутреннему продукту на душу населения, Ирландия восьмое), но нации, хорошо себя зарекомендовавшие в исследовании Пола, отличаются более высоким уровнем социальных затрат и распределения. Иными словами, религиозные общества менее склонны распределять богатство, чем секуляризованные? В США, где правительства всё еще руководствуются пуританскими представлениями о том, что деньги – признак богоизбранности, а бедность – признак моральной слабости, христианская вера, по-видимому, оказывается не в ладах с распределением богатства. Но Великобритания – одно из самых светских обществ в исследовании Пола – отличается худшими показателями, чем страны с аналогичным уровнем религиозности. Однако общая направленность ясна: «более светские, про-эволюционистские демократические страны подошли ближе всего к достижению практических “культур жизни”» .
Я не знаю, можно ли экстраполировать эти данные на другие страны и другие проблемы. Данное исследование не рассматривает, например, вопрос о том, соотносятся ли религиозные верования с готовностью государства воевать (хотя тут, я думаю, можно отважиться на догадку) и о том, более ли склонны к насилию религиозные государства в мире бедных и слабее ли они по «культурам жизни», чем светские. Неясно также – поскольку, за исключением Японии, в исследовании представлены преимущественно христианские и пост-христианские страны – имеется ли корреляция между социальной дисфункцией и религией вообще или только между социальной дисфункцией и христианством.

Но если мы принимаем данные этого – пока единственного – широкого исследования на тему веры и человеческого благосостояния, то не может быть двух мнений относительно послания, обращенного к тем, кто объявляет себя – в любом смысле – сторонниками жизни. Если вы хотите, чтобы люди вели себя по-христиански, говорите им, что Бога нет.

1. It’s been pointed out to me that these were not in fact Dostoyevsky’s words, but a summary of his character Ivan Karamazov’s position by Jean-Paul Sartre. See http://www.infidels.org/library/modern/features/2000/cortesi1.html

2. Joseph Ratzinger, 18th April 2005. Homily. Vatican Radio.
http://www.oecumene.radiovaticana.org/en1/Articolo.asp?id=33987.

3. Roy Hattersley, 12th September 2005. Faith does breed charity. The Guardian.

4. See George Monbiot 1989, Poisoned Arrows: an investigative journey through Indonesia. Republished 2004 by Green Books.

5. George Monbiot, 1991. Amazon Watershed. Michael Joseph, London.

6. Gregory S. Paul, 2005. Cross-National Correlations of Quantifiable Societal Health with Popular Religiosity and Secularism in the Prosperous Democracies: A First Look. The Journal of Religion and Society, Volume 7.
http://moses.creighton.edu/JRS/2005/2005-11.html

7. ibid.

8. Figures from the UNFPA’s State of World Population report 2003 for births per 1000 women between 15 and 19 years old are presented in graph and graphic form at:
http://globalis.gvu.unu.edu/indicator.cfm?IndicatorID=127&country=GB#rowGB

9. ibid.

10. Alba DiCenso et al, 15th June 2002. Interventions To Reduce Unintended Pregnancies Among Adolescents: Systematic Review Of Randomised Controlled Trials. British Medical Journal 324:1426.

11. Gregory S. Paul, ibid.

Оригинал

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website