Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

К беатификации Робера Шумана

Апрель 3, 2008

Робер Шуман

Имя этого человека всегда будет связано с основами европейского единства. Робера Шумана вспоминают как человека, для которого единство и мир были не просто словами, а реальностью, велением сердца.

Совместимы ли занятия политикой и стремление к святости?

На первый взгляд нам представляется, что политика неразрывно связана с компромиссами и необходимостью более-менее честных маневров. Однако же церковь утверждает, что активное участие в политической жизни может быть подлинным путем к святости. Святой покровитель политиков, Томас Мор, сказал: «Нельзя отделить человека от Бога, а политику от нравственности». Поэтому был начат беатификационный процесс Робера Шумана. На епархиальном уровне процесс, открытый 19 июня 1990 года, был завершен в 2004 году, и дело сейчас находится в Риме.

Шуман родился 29 июня 1886 г. в Люксембурге, его отец происходил из Эльзас-Лотарингии, мать родилась в Люксембурге. Детство его прошло в Клаузене близ города Люксембурга. Шуман был подданным Германской империи (Эльзас-Лотарингия вошла в состав Германии после поражения Франции в войне 1870 года), по происхождению он был французом, жил в Люксембурге, Робер Шуман вырос в средоточии европейской сложности и культурных различий.

Юный Робер воспитывался в католической вере, его мать была очень набожной женщиной, мать посеяла в его душе почитание Богородицы. Хорошо воспитанный мальчик уже в ранней юности проявил высокие нравственные качества. Рассказывают о нем, что однажды он и его соученики сдавали экзамен. По ходу дела один мальчик списывал. Робер шепнул ему: «Помешать тебе не могу, но могу напомнить, что ты совершаешь грех». Подростком, в 14 лет, он потерял отца.

Евхаристическая духовность

Когда Робер изучал право в Германии (его путь пролегал через Бонн, Мюнхен и Берлин) он состоял в обществе Unitas, корпорации студентов католиков, он оказывает помощь другим и проявляет солидарность, в этой корпорации он выковал свою духовность, поклоняясь Святым Дарам. Позже он должен был выбирать – записаться в адвокатскую коллегию Эльзас-Лотарингии и вернуться в Мец, где он обосновался в 1912 году и начал работать. Он размышлял о священстве, но в конце концов послушал совета друга-эльзасца: «Апостольство мирян насущно необходимо… ты останешься мирянином, поскольку так ты гораздо лучше сможешь делать добро, а это твоя единственная забота». «Святые будущего будут носить пиджаки», — добавил он предостерегающе.

Убежденный, что католичество – не только религиозная вера, но и социальное учение, Робер Шуман вскоре включился в деятельность различных католических ассоциаций, отдавая им все свободное время. Епископ поручил ему руководство епархиальным объединением молодежных союзов. Будучи адвокатом, Робер постоянно сталкивался с повседневной реальностью, научившей его практицизму и открывшей значение третейского суда. Первая мировая война закончилась, и Версальский договор вернул Эльзас и Лотарингию Франции. Робер Шуман стал французом. Он выставил свою кандидатуру на выборах и стал депутатом в ноябре 1919 года. Тонкий знаток местных особенностей, он участвует в незаметной, но напряженной парламентской работе и становится одним из творцов юридических статутов Эльзаса и Лотарингии, интегрировавших республиканское право, сохраняя региональные особенности (языковые, социальные, религиозные), в частности режим конкордата (в Эльзасе до сих пор не действуют французские законы о секуляризации – прим. перев.).

Государственный деятель вопреки своей воле

Он никогда не думал о политической карьере, но смирился с ней: «жизнь без политической ответственности, конечно, гораздо легче, особенно в нынешней неразберихе. Но сейчас, как никогда, никто не имеет права уходить в тень. У меня хорошее здоровье, хотя я не всегда могу объяснить приступов утомления моей напряженной работой. Но я надеюсь, что смогу соответствовать всем разумным требованиям. В этом я вверяю себя Провидению». Шуман занимает высокие посты в правительстве Четвертой республики (1944 – 1958 г., Франция в это период – парламентская республика, прим. перев.): министр финансов, председатель совета министров, министр иностранных дел, министр юстиции. На посту министра иностранных дел он делает свое знаменитое заявление 9 мая 1950 года, в «самый прекрасный день своей жизни» (в этот день Робер Шуман предложил создать союз Франции и Германии с целью предотвращения войны на континенте — прим. перев.). Шуман мыслил таким образом: «Европа должна строиться на фундаменте настоящей солидарности. Объединение («собирание») европейских народов требует устранения вековой вражды Франции и Германии». Сделав это заявление, Шуман протянул Германии руку и вошел в Историю. Шуман подписал от имени Франции договор о создании Европейского объединения угля и стали, ставшего Европейским Экономическим Сообществом в 1957 году. (Теперь 9 мая отмечается как День Европы – прим перев).
С 1956 года Шуман занимает посты в европейских структурах, возглавляет Европейскую Ассамблею (будущий Европарламент в Страсбурге).

Одиночка, который никогда не был одинок

Его важные политические посты не помешали ему жить очень простой жизнью. Где бы Шуман ни находился, он ежедневно был на мессе. Шуман никогда не состоял в браке. Он часто уезжал в Си-Шазель, местность недалеко от Меца, но не для того, чтобы сидеть в адвокатской канцелярии. Там у Шумана был дом, купленный им в 1926 году. В Си-Шазель Шуман обретал покой, время для размышлений. Там он хранил свое собрание книг и автографов. Он работал в саду, пропалывал сорняки. Напротив его дома находится часовня служителей Сердца Иисуса, где Робер молился по утрам.

В октябре 1959 г. проявились первые признаки рассеянного склероза. Робер терял силы и должен был отказаться от своих официальных постов. Отставка далась ему мучительно: «Я бы мог еще помочь Европе». Несмотря на болезнь, он еще ездит с лекциями, пропагандируя европейские идеи. Летом 1963 года остатки сил покидают Шумана, и он уходит в мир иной утром 4 сентября 1963.

На похоронах Шумана епископ Меца подвел итог его политической деятельности: «Миссией Робера Шумана было наведение мостов, братская встреча и плодотворный диалог народов, часто противостоящих друг другу, он был апостолом примирения и мира».

Очень сдержанный в том, что касалось его самого, Робер Шуман почти ничего не писал о своих глубоких убеждениях. Близкие ему люди сходятся в описании – застенчивый, незаметный человек, очень открытый, исключительно простой и смиренный. Его твердая христианская вера и духовность были, по свидетельству Андре Филипа (Andr? Philip), общавшегося с ним в парламенте, двигателями его деятельности: «Прежде всего в нем меня поразило внутреннее сияние. Я встретил человека преданного делу. У него не было амбиций, эгоистических желаний, он был совершенно искренний, смиренный. Шуман стремился только к служению там и тогда, когда его об этом просили».

Источник

Робера Шумана считают одним из отцов Евросоюза

Итальянский политик Гаэтано Мартино говорит о Шумане так: «Робер Шуман был человеком веры. Его деятельность проникнута глубокой и твердой верой, оживлявшей его. Только так можно объяснить его выдержку, уверенность и теплоту, оживлявшие этого внешне холодного, робкого и скромного человека, которого мы знали. Его оживляла сила веры.

Жан Батист Николь Робер Шуман и культура христианской Европы

Приехав в Польшу в 1987 году Иоанн Павел Второй сказал, обращаясь к творческой интеллигенции: «Хлеб и слово. Культура и экономика. Они исключают друг друга? Нет, просто дополняют. С позиции полноты человеческого существа нужно, чтобы и экономика участвовала в культуре, чтобы была принципиально подчинена ей. Это ведь означает примат наиболее человеческого». В лице Робера Шумана, кандидата в святые, которого многие называют отцом Европы, мы встречаем юриста, политика и экономиста, преданного человеку и культуре, а прежде всего культуре христианской Европы. Из этой сокровищницы он неустанно черпал, за Европу он страдал от далеких и близких, ради Европы он трудился.

Семья и происхождение

Мать Шумана, Эжени Дюрен, родилась в 1864 году в Люксембурге. Отец, Жан Пьер Шуман, француз, родился в 1837 году в небольшом городке во французской Лотарингии. Жан Пьер всегда чувствовал себя французом, даже когда после войны 1870 года его Лотарингия была аннексирована Германской империей. Во время переписи населения Шуман-старший назвал себя «лотарингцем». После свадьбы супруги Шуман переезжают в Клаузен, местечко близ города Люксембург, сегодня Клаузен – один из городских районов Люксембурга. В центре городка была приходская церковь. Мать воспитала Робера глубоко верующим человеком, может быть, и потому, что сама она воспитывалась у монахинь. В доме было много книг религиозного содержания, Эжени вместе с сыном читает их и размышляет над их содержанием. Робер охотнее всего читает и цитирует Иоанна Креста и Фому Аквинского. В 14 лет он потерял отца, вскоре после защиты Робером диссертации умирает и мать. В этих обстоятельствах Шуман в глубокой скорби размышляет – может быть, он должен стать священником, полностью посвятив себя Богу. Робер просит совета у своего друга Эшбаха. Тот пишет ему следующее. «Долг запрещает тебе полностью отдаться переживанию боли утраты. Религия, родина, право в наиболее благородном смысле слова, дружба, наконец, нуждаются в тебе, в отважном человеке. В нашем обществе насущной необходимостью становится апостольство мирян. Не могу представить себе апостола лучшего, чем ты. Ты останешься мирянином. Так ты гораздо лучше сможешь делать добро, а это твоя единственная забота. Святые будущего будут носить пиджаки».

Школа. Университет

Неудивительно, что в школе Робер – один из лучших учеников, дважды он перескочил через класс. В младших классах изучает немецкий язык, потом французский. Разумеется, он в совершенстве владеет люксембургским языком. По-немецки сдает экзамены на аттестат зрелости и едет учиться в немецкие университеты – Бонн, Мюнхен, Берлин, Страсбург, где в 1910 году он защищает диссертацию, а в 1912 сдает экзамен на право занятия юридической практикой. В студенческие годы он дополнительно посещает лекции по богословию, экономике, философии, политэкономии. В 1912 году Шуман открывает адвокатскую контору в Меце.

Национальность

Родителей Шумана заставили принять немецкое подданство. Достигнув совершеннолетия, Шуман принимает немецкое гражданство, хотя и мог получить французские или люксембургские документы. Еще юношей он охотно пел люксембургский гимн со словами «Мы не хотим быть пруссаками». Выбор Робером гражданства – это выбор родины отца, а в это время Лотарингия принадлежит Германской империи. Шуман вспоминает: «Школа дала мне язык (французский), язык моего народа», хотя сам себя он считал уроженцем пограничного района, отлично знавшим соседние народы. В 1918 году (после поражения Германии в первой мировой войне и возвращения Лотарингии в состав Франции) Шуман становится гражданином Франции

Общественная деятельность

Студент Шуман состоит в G?rres-Gesellschaft, католическом научном обществе, в „Unitas-Salia“, католической студенческой корпорации, чей девиз «В необходимом единство, в спорном свобода, во всем любовь». Газета „Le Lorrain“ писала о нем: «Г-н Шуман, недавно прибывший в Мец, уже зарекомендовал себя как успешный человек. Он не только участвует практически во всех католических манифестациях, но и активно в социальной помощи и благотворительности». Газета с удивлением отмечает, что «Шуман совершенно естественно считает католичество основой общественного прогресса». Он работает в епархиальной федерации молодежных организаций, в католическом гражданском союзе, после Первой мировой войны завязывает контакты с Ассоциацией Французской католической молодежи. Шуман пишет другу-немцу во время Первой мировой войны: «Также и хорошо понятый патриотизм есть выражение любви к ближнему. Важна прежде всего любовь к братьям, а не внешняя привязанность к милым местам из нашего прошлого. Чем были бы детство, юность, родина, природа, если бы любящие души не оживили их и не сделали нас чувствительными к их чудесам и тайнам? Все творение связано с человеком. Этого стоит придерживаться ныне, когда каждому порядочному человеку угрожает потеря веры в человечество. Так мы хватаемся за добрых людей, которые в вихре эгоизма и диких инстинктов не тонут, своим примером передают нам новую надежду и веру в будущее». Это христианское переживание заповеди любви к Богу и ближнему велит ему стать политическим деятелем.

Политическая деятельность

В 1919 году в 33 года Шуман становится депутатом французского парламента от округа Мец. Через несколько лет он излагает свою программу реформ. «Вся Франция страдает от избытка бюрократической централизации. Как сторонник эффективной регионализации страны и управленческого аппарата, свободного от интриг, руководствующегося интересами данного региона, я требую именно такой реформы».

Шуман не принимал ни капиталистической модели США, ни советского социализма, основанного на классовой борьбе, фундамент его экономической политики – социальное учение церкви. Это учение подчеркивает достоинство человека, принцип общего блага, солидарность – необходимость помощи тем, кто не справляется сам, субсидиарность – невмешательство государства в жизнь и деятельность человека, если он сам справляется, то есть уважение свободы человека в рамках Божественного закона. Задолго до Второго Ватиканского Собора Робер Шуман реализовывал своей гражданской позицией ожидания церкви в вопросах участия в общественных делах и социального служения (ср. конституция Gaudium et spes, 31).

После оккупации Франции в 1940 году Шуман был арестован и посажен в тюрьму (он отказался сотрудничать с нацистами). Его должны были отправить в концлагерь, но нацисты полагали, что это вызовет волну протестов в Лотарингии. Шуман был интернирован, позднее ему удалось бежать. Под арестом он написал: «Христианин не может сдаваться, пока он здоров и может действовать. И я не позволю похоронить себя при жизни, но это не значит, что я буду навязываться тем, кто не хочет обо мне слышать. Провидение даст мне явный знак, и я последую за ним. Так я понимаю свою борьбу». (2 ноября 1944). Его укрыли монахи-бенедиктинцы, чей принцип жизни основатель ордена сформулировал как „ora et labora“. В эти страшные военные годы Шуман не сдается и рассказывает друзьям об идее европейского единства ради «мира» и «экономического развития». Нападки на христианские основы Европы еще более побуждали Шумана посвятить себя народам Европы, в том числе и Европе Восточной. Мадам Фовель, его знакомая, вспоминает, что «мы с мужем тогда считали Робера ненормальным».
После войны Робер Шуман занимал высокие посты во французском правительстве и европейских структурах.

Почему католическая вера – такой живой источник жизни, мыслей и трудов Шумана?

Еще в студенческие годы Шуман понял, что «все, что прокладывает путь согласию, единству и братству, имеет один источник», то есть христианство. В своем труде „F?r Europa“, т.е.. „За/для Европы“ он пишет: «христианство научило нас естественному равенству всех людей, детей одного Бога, спасенных одним Христом, без различий расы, класса, профессии. Христианство дало нам познать достоинство труда и обязанность взаимопомощи. Оно познало примат духовных ценностей, облагораживающих человека. Всеобщий закон любви к ближним и милосердия сделало каждого человека нашим ближним. Этот закон – основа общественных отношений христианского мира». В феврале 1950 года, незадолго до своего знаменитого заявления 9 мая Шуман пишет предисловие к сборнику речей, в нем изложена собственно рамочная программа влияния христианства и нравственности на широко понимаемую деятельность человеческой личности. «Издатели этой книжки поручили политику, члену правительства задачу написать предисловие. Надо признать, что государственным деятелям в очень малой степени удавалось изменить мир. Никто не ждет открытия новой нравственности. Христианину достаточно христианской нравственности. В ней заключены все принципы, на которых человек должен строить свою жизнь. Что нам абсолютно необходимо – школа, где на основе взаимности мы учились бы отношениям, где применялись бы христианские принципы, где проверялась бы их пригодность в отношениях человека к человеку. Они оправдывают себя, когда мы отбрасываем все предубеждения и враждебность, разделяющие классы, расы, народы. Следует начать создавать моральный климат, поощряющий братское единство над современными разделениями. Это кроме прочего вдохновляло его духовную жизнь, находясь на посту премьер-министра, он ежедневно участвовал в мессе.

9 мая 1950

Шуман представил свой план объединения Франции и Германии на основе общего производства угля и стали. Цель этого плана Конрад Аденауэр потом определит как «примирение Франции и Германии» и других народов Европы». В 1948 году Пий XII призывал «создать европейское сообщество», а после смерти Сталина в 1953 году, в рождественском обращении папа подчеркнул еще более выразительно: «Кажется, настало время воплощения этой идеи. Поэтому мы призываем к действию в первую очередь христианских политиков. Достаточно напомнить им, что каждый вид примирения между народами всегда был целью христианства. Чего еще ждать».

Жан Моне, первый глава Европейского объединения угля и стали, сказал о Шумане так: «историческое заявление Робера Шумана 9 мая 1950 года было сюрпризом. Он совершил этот революционный шаг с внутренней честностью. Трудно представить себе, какое мужество требовалось от государственного деятеля, принявшего полную политическую ответственность. Это – мера его величия»

9 мая 1950 года Шуман сказал: «Нельзя обеспечить надежный мир без творческого усилия, соответствующего размерам угрозы». Он надеялся на «общность интересов, которая бы стала закваской, начавшей расширение и углубление сообщества народов и стран, долгое время разделенных кровавой враждой». Этот шаг Шуман назвал «прыжком в неизвестность». В 1953 году его спросили о его роли в европейском единстве. Он улыбнулся и сказал: «Позвольте процитировать маршала Жоффра, сказавшего после победы на Марне (1915 год) следующее: «Несомненно, многие приписывают себе эту победу. А я хорошо знаю, кто понес бы ответственность за поражение». Отметим, что все отцы-основатели Европы – христианские политики. Это Робер Шуман (Франция), Альчиде де Гаспери (Италия), Пауль Ван Зееланд (Бельгия), Конрад Аденауэр (ФРГ), Йозеф Бех (Люксембург). Исключение – голландец Дирк Стиккер. Де Гаспери сказал: «В сердце человека записаны слова Христа – «Да будут все едино». Мы приняли эту миссию, живое доказательство этому – мудрый, дальновидный и ясно мыслящий человек по имени Робер Шуман».

Не националист, не космополит, но великий патриот

Шуман говорит, что «служение человечеству – такой же долг, как верность собственной нации». Повседневный опыт говорит, что эта позиция очень трудна. Большинство людей поддается либо космополитическим, либо националистическим тенденциям. Мало кто сохраняет равновесие, которое можно обрести и поддерживать на основании христианской концепции Бога, человека, нации, человечества и мира. Шуман каждый день молился христианскому Богу за все народы Европы и их сообщество, чтобы они узнали «час» своего призвания, то есть показали человечеству живого Христа, пришедшего в Европу в лице апостолов. Именно поэтому, считал Шуман, Европа смогла обеспечить прогресс человечества. В задачи Европы входят также «принятие разных культур», которые должны учиться взаимному уважению как пути выхода из неволи. Старый континент не может оставаться «нагромождением враждебных друг другу стран, но должен стать общиной различных наций, объединенных заботами о защите и расширении соединенных народов».

Опасности не должны парализовать «объединение всех средств нашей западной культуры», но «вдохновлять на разработку конструктивного плана защиты от разрушения». Сближение народов требует «терпения и лояльности», чувства «общего» и минимума доверия, чтобы родилось плодотворное сотрудничество и благо народов.

Человек по имени Робер Шуман

Лучше всего определил его Франсуа Мориак – «христианин, облаченный в простую честность». Говорят еще, что был он «простой, скромный, любезный». «Рассудительный, совестливый, независимый». На высоких постах не искал конъюнктуры.

Французские политики всех толков твердили: «Шуман – это Ватикан. Он поддерживает Аденауэра против нас, французов. В отставку его!». Президент республики Ориоль считал, что „католическая Церковь склепала троицу Шуман – Аденауэр — Де Гаспери, чтобы наша внешняя политика подчинилась клерикалам. Я за то, чтобы Шуман перестал руководить нашей внешней политикой». Де Голль назвал его «фрицем». Шуман сносил все это с достоинством, лишь иногда подшучивал в парламенте. Называли его и «гаулейтер Шуман», хотя он был первым французским парламентарием, арестованным гестапо. Шуман выдержал все это, и его выдержка принесла плоды. Де Голль «обратился» в вопросе примирения Франции и Германии» «Нам пришлось стать врагами, мы имеем счастье стать друзьями». Немецкий политик Бернгард Фогель назвал это «чудом примирения двух наций».

Робер Шуман, даже став министром, пользовался общественным транспортом, ездил в Париж в вагоне 2 класса. Он не пил, не курил, скромно питался. Любил книги, ходил в кино. На родине, в Лотарингии, его очень любили.

В 2004 году средства массовой информации писали о завершении епархиального процесса и передаче всех материалов на рассмотрение в Рим. Российские новостные порталы сообщили об этом факте:

«Французским католикам из епархии Мец вряд ли удастся убедить Ватикан в том, что отец-основатель Европейского Союза Робер Шуман достоин причисления к лику блаженных. Святой Престол сопротивляется. Об этом пишет сегодня британская Daily Telegraph (перевод публикует InoPressa.ru).

Движение за беатификацию Робера Шумана начал Институт Святого Бенедикта — частная организация в Меце, пользующаяся поддержкой влиятельных лиц, среди которых — президент Франции Жак Ширак.

Последним, кто был канонизирован в рамках Римско-католической церкви за воплощение религиозных идеалов в политике, был сэр Томас Мор.

В отличие от Мора, Робер Шуман, министр иностранных дел Франции, обнародовавший в мае 1950 года планы объединения металлургической и угольной промышленности Западной Европы, в 1963-м тихо умер в своей постели в возрасте 77 лет.

Он жил аскетом, питаясь яйцами и салатом, и каждое утро принимал причастие в храме Служителей Пресвятого Сердца, расположенным рядом с его домом. Он никогда не был женат. Конрад Аденауэр, покойный ныне канцлер Германии, называл его «святым в деловом костюме».

Группа исследователей из Меца, изучив его частную переписку и опросив под присягой 200 свидетелей, пришла к заключению, что французский политик был святым человеком, который старался жить в соответствии с библейскими заветами. Правда, им не удалось обнаружить никаких свидетельств о чудесном исцелении или провидении, а это является необходимым условием для причисления к лику блаженных.

Запечатанный контейнер с 66 кипами документов был отправлен в Рим для окончательного решения в Конгрегации по канонизации святых.

Сторонники кампании по беатификации Шумана стремятся интерпретировать правила канонизации в свою пользу, настаивая на том, что франко-германское примирение после разрушительной Второй мировой войны чудесно само по себе. Однако по сию пору реакция Папы была весьма прохладной.

Признавая, что Шуман был «истинным католиком», и называя его «вечным примером», демонстрирующим ценность благочестивой общественной жизни, Папа в то же время дал четкое указание епископу Меца «с большим тщанием отнестись к позиции о чуде», когда дело касается беатификации политических фигур».

Жан Мо, в прошлом преподаватель истории, под чьим руководством идет исследование, сомневается, что результаты изысканий произведут впечатление на Ватикан.

«Нам нужно чудо, и пока нам не удалось его обнаружить, — сказал он. — Все, чем мы располагаем, это строительство послевоенной Европы, а Рим не признает это истинным чудом».

Источник

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website