Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 5.4.08

Апрель 7, 2008

Евр 6,13-20; Мк 9,14-31

По первому чтению ключевые слова для меня про надежду: надеждою мы входим за завесу, в Святая Святых храма, в присутствие Бога и даже во внутреннюю жизнь Бога. Надежда, которую в Новом Завете практически не отличали от веры, вводит в реальность Бога. Это онтологическое введение, из которого уже вытекают психологические эффекты надежды, а не наоборот.

В евангельском чтении парень глухой, немой, с эпилепсией. Причем эпилептические припадки буйные. Ученики Иисуса озадачены: приказывают, а как приказать духу, если парень не слышит? Невозможно с духом установить контакт, как делают экзорцисты, и узнать его имя, чтобы затем ему приказывать. Немой не может ничего сказать. Ученики стоят перед парнем, как перед ребусом, и спорят с книжниками.

Появляется Иисус — всё получается. Иисус объясняет, что в этом случае, когда внешние слова бессильны, работает сила внутренней речи. Эта сила есть, когда человек ведет жизнь молитвы и поста. Итак, вот в каком ракурсе развертывается постная тема. Пост нужен не чтобы Бога ублажить, жертву принести, себе восстановить обмен веществ и пищеварение, разрушенное злоупотреблениями за пределами поста. Это — баловство. Пост нужен для обретения внутренней силы: силы внутреннего голоса, желания, молитвы. Мы знаем, что наши желания, намерения, эмоции — не чисто психическая реалия, они действуют на расстоянии, через бетонную стену. Связанные с самоволием, они ослабляют нас — и укрепляют, когда связаны с со слушанием Бога внутри себя, в молчании, в веянии тихого ветра. Когда ни уши, ни язык разговорчивый, всегда готовый оправдываться, ничего не могут дать. Есть тишина, в которой Бог присутствует и перед которой не соврешь: ни в самооправданиях, ни в самообвинениях, ни в эйфории, ни в панике. В этой тишине силы для молитвы и берутся.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website