Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28.08.09 — Свв. апостолы Пётр и Павел

Июль 14, 2008

Деян 3,1-10; Пс 19; Гал 1,11-20; Ин 21,15-19

Как церковная община мы на себя очень много берём в убеждениях наших. Декларируем не только себе, но и окружающим, что во всей человеческой истории эти два человека, Пётр и Павел, сыграли исключительно важную роль в деле спасения. Внутри Церкви нам это легко говорить, потому что перед нами история Церкви, а в центре этой истории — Рим. И немножко Иерусалим. В Риме, центре тогдашнего мира, Пётр и Павел возглавляли Церковь. Начинается год Павла, на литургии мы часто читаем послания Павла, Папа Римский занимает кафедру Петра. Всё убеждает нас в том, что исключительно важны эти два человека.

Но как только мы выходим за церковную ограду — кто они такие? Может быть, мыслители, философы, олигархи, футболисты, изобретатели, императоры? В ряду Гаутамы, Мухаммеда и других — кто они такие? Их близость к Иисусу Христу — это другое. В Евангелиях сцена исповедания Петра намертво соединяется со сценой, которую сейчас мы прочли. Ключ тут — вопрос Иисуса к Симону Петру: «Любишь ли ты Меня больше, чем другие ученики?». По версии евангелиста Иоанна Пётр берёт на себя ответственность объявить, что любит больше. Это для евангелиста и для группы, к которой он принадлежит, — основание для главенства в Церкви. Пётр — просто человек, который любит Иисуса больше других. Это догматическая любовь. Взаимна ли она? Мы не знаем. Тот же Иоанн пишет, что любимым учеником Иисуса был он сам. Но это другое измерение любви, другая проекция, в основе которой лежит верность невидимому миру. Иисус уходит в невидимый мир, и для нас это норма. А тогда, для той группы кардинально важно было общаться с этим Иисусом как с присутствующим, неушедшим. Общение в Святом Духе.

Пётр и Павел — люди, каждый из которых имел уникальный опыт такого общения. Пётр по-своему, как лидер всей христианской общины. Его авторитет, повторяю, держится на том, что он любит Иисуса. Хоть и путается, ошибается, слаб по-человечески во многом. С другой стороны Павел, который не видел Иисуса никогда живьём, но имеет в Духе Святом интуицию, что через Иисуса исполнились все обетования Израилю. Получается, что в каком-то отношении он знает Иисуса лучше, чем двенадцать апостолов, и способен открывать Его койнэ-язычному миру.

В какой мере мы любим Бога и способны видеть Его в других людях и через других людей? Мы говорили о добродетели послушания. Она не механическая, без дара Духа не разовьёшь её. Дух позволяет чувствовать, что через человека, который говорит мне вещи неуместные, неприятные, обременительные, любовь Божия осуществляется — не через эмоции, а через послушание. Послушанием я передаю любовь Бога дальше. Это помощь моей человеческой слабости, костыль, который Бог даёт — не чтобы унизить. Послушанием Бог возвышает человека.

Мы мало знаем про Будду, Мухаммеда, Ганди. Но, находясь внутри Церкви, мы можем глубоко войти в душу Петра и Павла и увидеть в них вещи не клерикальные, а человеческое величие, как оно проявляется, когда Бог в человеке действует, когда есть любовь к Богу. И попробовать увидеть величие наше и наших ближних.

Нам, зависимым и созависимым, нравится то возвышать себя, то унижать, либо и то и другое одновременно. От унижения мы, может быть, ещё больше удовлетворения получаем, чем от возвышения. Перед лицом истинного величия человека это не нужно. Можно быть смиренным не потому, что ты лучше других, а просто потому, что ты Бога любишь.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website