Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 12.07.08 — Свв. апостолов Петра и Павла

Июль 24, 2008

2 Кор 11,21-12,9; Мф 16,13-19

В Евангельском фрагменте, где Пётр исповедует Иисуса Христом, ключевые слова: не плоть и кровь (то есть не авторитет людей) тебе это открыли, а открыл Отец, сущий на небесах. Прямо строкой из «Отче наш» отвечает Иисус.

Каждая из Церквей по-своему осознаёт, что это за камень, на котором она построена. Католическая Церковь принципиально ведёт преемство от Петра, устроена не как сеть, а как иерархическая структура, но соборная. Она признаёт семь таинств, в числе которых — таинство священства; приступающий к этому таинству занимает служебное место в организме Церкви. Поэтому, когда я себя понимаю как священника, то в ином смысле, чем в протестантских объединениях.

Мы много говорили об этом. Священство — печать на природе человека, аналогичная печати крещения. Это печать перед Богом. Драматическая ситуация, как с отцом А.С. — когда человек не в силах эту печать нести, прежде всего потому, что к получению этой благодати пришёл на основании собственного «хочу». Об этом «хочу» мы в прошлый раз говорили. Оно может быть окрашено в прекрасные тона, как К. всё время говорит: «Боже, дай избавиться от пороков». Усиленно на литургии просит. Это прошение построено на «хочу». Не Бог хочет, а я хочу.

Я думал вчера о том, как Н.Н. попала в Католическую Церковь. Неблагополучный человек, со страхами, с повышенной тревожностью — по-видимому, от рождения, — интеллектуально развитый человек, еврейка. Пошла в Католическую Церковь по линии наименьшего сопротивления, потому что там нет такого антисемитизма, как в православии. С другой стороны, потому что много есть возможностей не просто для покаяния, а для переживания своей виновности, реальной и придуманной, к ощущению которой толкает природная тревожность, эгоизм, закрытость от других. Крестилась, когда ей было уже за пятьдесят, походила к нам в общину. Когда резвые девушки фыркнули и сказали, что им это не подходит, ушла вместе с ними. Пособирались они какое-то время, потом она опять осталась одна. Привычное состояние. Достаточно было подвернуть ногу, чтобы залечь и несколько лет не подниматься. Не хочется жить, незачем. Страдает от тревожности, от страха попасть в ад и в то же время чувством вины упивается. Старый человек, мало что изменить можно.

Наша община с ней общаться не стала. Она — человек лежачий, больной, мало интересный для общины. Я к ней приезжал. Сначала она звонила часто, исповедовалась, мессу у неё служил. Потом реже: нет общины, среды, Церкви. Так католичество сквозь пальцы просочилось, как песок. О.Сергея повсюду ругают, он готовит к смерти, вместо того чтобы готовить к полноценной жизни. Три года плотного повседневного общения с протестантскими барышнями. Последняя из них — З., со своей историей. Была мусульманкой, много болезней у неё было. Про мужа-алкоголика не рассказывает — считает, наверно, что это неважно. Когда прочла про Христа, у Которого, в отличие от Мухаммеда, не было жён — чистый человек, — уверовала, и все болезни прошли. Здесь — имитация исповедания Петра. Энтузиазм, на первом месте позитив. Позиция правильная: с Н.Н. так и нужно — не кормить её чувство вины, а убеждать, что Бог сможет помочь. Ещё два года назад, когда она без движения лежала, дочь рассказывала, что как-то застала её стоящей на кухне. Н.Н. не помнит этого. Когда З. её без ходунков вытащила в туалет и заставила самостоятельно сесть на унитаз, прорыв был. Помолились, и стала ходить. Но Католическая Церковь тут оказалась не при чём. И слава Богу, если Бог помог так. Другое дело, что католичество оказалось без корней в человеке. Это печально. А остальное очень хорошо.

Корни бывают разные. Есть корни, которые растут из детской привычки ходить на католическую мессу, а есть привычка, которая на видении Вселенской Церкви держится. На видении того, что не удаётся построить Церковь иначе, чтобы она правильная была. Если это понимание чисто интеллектуальное, умозрительное, оно пришло и ушло: прочитал книжку, остался в одиночестве, заболел, наткнулся на хамоватого католического священника. Другое дело, если есть sensus ecclesiae, чувство Церкви, которое рождается из опыта живой Церкви. И тогда человека как ни называй, всё равно он католик.

Вселенская Церковь — для того чтобы жить во вселенной. Не в своём уголке, отчизне, протестантской общине, а в социально организованном человечестве, во вселенной.

Пребывание во вселенской Церкви не даёт размениваться на мелкие чудеса. Всё устремлено к большому чуду, к спасению. Есть видимые ручейки, социальные, психологические и т.д., которые направлены на эту цель. Не просто выздоровление, а видение спасения.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website