Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 16.08.08 — Успение Пресвятой Девы Марии

Август 22, 2008

Если бы человек не был фантазёром, он не мог бы верить в Бога, в невидимого и непознаваемого Бога. Понятно, что эта вера требует воздерживаться от фантазий, принижающих величие Бога, но, если бы не было самой фантазии, не было бы и веры.

На каждом шагу в библейских текстах мы встречаем фантазии. В Откровении Иоанна Дева в венце из 12 звёзд и дракон с семью диадемами, символизирующими семь царей или семь холмов Рима. 12 звёзд – это 12 колен Израилевых и Церкви Нового Завета. Число 12 ассоциируется с народом, верным Богу в святости. Но это всё плоды фантазии – не персонально нашей, а общинной, на которой строятся религиозные понятия Бога, истории.

Так же в Евангелии Лука вкладывает в уста Елизаветы и Марии ветхозаветные высказывания, образующие видение спасения. Это фантазии, но Лука думает, что пишет правду. И мы думаем, что с помощью этих фантазий Лука высказывает правду. Это парадокс: Святой Дух приносит истину через фантазии. Вспомним ветхозаветную историю о победах Израиля, о чудесах – мы подозреваем, что в количестве побеждённых Израилем по крайней мере нолик надо зачеркнуть. Но истина в том, что там речь идёт о величии Бога и о шоке от того, как среди неустроенности и опасностей, доводящих до безумия и паники, вдруг неожиданно проявляется вмешательство Божие.

Восточную склонность к преувеличениям мы наблюдали на прошлой неделе, когда наши СМИ и президент с глубокой болью говорили о двух тысячах убитых мирных жителей. Сейчас прибывают международные комиссии и обнаруживают, что по крайней мере нолик приписан с обеих сторон. Фантазия действует, и нам это странно, потому что мы привыкли, что в наш век компьютеров и точных расчётов всё можно точно определить. Но нет: техника точна, но слабое звено – люди, которые воспринимают, что с ними произошло, передают наверх по цепочке, а те, кто принимают эту информацию, не в силах отказаться от возможности использовать её в своих целях.

Ужасно это в жестоких межэтнических конфликтах осуществляется, когда информация движется с учётом политических механизмов наверх от непосредственных участников. Возникает ощущение мерзости: ладно, непосредственные участники переживали непосредственную угрозу для жизни, а у тех, кто сидит спокойно в кабинетах с кондиционерами, положение другое – в этом отношении. И одновременно они так же несвободны в силу политической ангажированности, греховности, выходящей на политический уровень, и политической слабости человека.

Да, через эти конфликты действует Провидение, хотя и с трудом людям удаётся вывернуть это зло во благо. Но дьявол с семью диадемами вовсю наслаждается безнаказанностью и лёгкостью, с какой люди становятся его добычей.

Геополитика – это мышление так называемого психологического типа «человека дефицита». Его психика устроена так: когда он видит, что у соседа появилась корова, то думает: «Это потому, что какие-то враждебные силы отняли её у меня». Так геополитика подходит к ресурсам, природным и человеческим. Геополитику всегда мало ресурсов, он всегда ощущает себя униженным и точно знает, кто виноват, кого наказать.
Фигура Богородицы как Царицы Небесной, у которой нет никаких сил, кроме защиты самого Бога. С Младенцем она скитается и бежит в пустыню, как в Откровении написано, чтобы спрятаться от дьявола. Велика у дьявола сила, а Младенца надо родить. В наших человеческих фантазиях Младенец может спасти мир, потому что Его беззащитность обязывает окружающих быть не геополитическими людьми, а быть открытыми к защите слабого, которого геополитическими средствами защитить невозможно.

Младенец в Галилее пришёл в мир и никому не нужен. Не знает мир о Галилее, как не знал об Осетии и Абхазии. Знали, что есть Грузия, образцово-показательная молодая демократия, осуществляющая высочайшие образцы американской демократии. Такими же механизмами ложь о том, что всё в порядке, двигалась наверх. Неожиданностью для всех стало, что есть Южная Осетия. Война началась, и умножение вранья от привлечения безопасности перешло к привлечению опасности.

Страшно трудно в этом сохранять божеский взгляд. Понятно, что идёт невидимая борьба ангельских сил, следствием которой становится стечение событий. Но человек равен ангелам и даже превосходит их. Потенциал человека не раскрыт. Человек не песчинка в конфликте, не блоха, которую можно прищёлкнуть. Человеческая душа – через тело и не только, на уровне вечности – участвует в этой борьбе. Потоки человеческой любви устремляются навстречу потокам ненависти, часто невидимым, меняют картину мира – не на сегодня-завтра, а меняют стратегические пути развития человечества.
Всё время нам приходится говорить с точки зрения довольно бесправных людей, не оформленных в политическую силу. Только личным и общинным свидетельством и молитвой мы можем действовать. И если мы не свидетельствуем как община, горе нам.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website