Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 06.09.08

Сентябрь 9, 2008

1 Кор 15,1-11; Мф 19,16-26

Большинство из нас, в отличие от этого юноши, не с детства воспитаны в заповедях Божиих, пришли к ним позже. Но думаю, что в целом мы к богатому юноше отношение имеем. То есть все более-менее хорошие люди и стараемся жить по заповедям. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но стараемся, несмотря на то что периоды срывов накатывают, и отчаяние, и стремление противиться Богу. Но это временное состояние. Чаще мы ближе к богатому юноше. Но и отличие есть. Этот юноша доволен своей историей, тем, как родители воспитали его, какое наследство ему оставили. Привели к достойной жизни. У нас против родителей протестов и обид много, есть ощущение того, что они сами — искалеченные люди и искалечили нас, несмотря на видимое благополучие, если оно было.

Высший пилотаж для нас — увидеть родителей как есть и в то же время полностью простить, чтобы через наши обиды и невозможность родителей переделать — видеть в них образы Христа и Девы Марии. Это другой уровень отношений, не просто психологическое принятие. Это любовь, которая есть у Бога.

Итак, юноша всем доволен. Хорошая семья, хорошее воспитание. Богатство даёт свободу жить как добрый человек и делать добрые дела, помогать бедным, пожертвования давать. Но когда он слушает Иисуса, у него смутное недовольство собой начинает возникать. Он не может понять, в чём дело. Не случайно он к Иисусу обращается: «Учитель благий = добрый». Доверяет. То, что Иисус говорит, Его тон, облик, поступки — всё вызывает доверие. Юноша спрашивает: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус переформулирует его вопрос, говорит о совершенстве: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Войти в Царство Небесное — для Иисуса значит быть совершенным. Для нас это непривычный подход. Для нас быть совершенным — значит учиться на пятёрки. А на самом деле, чтобы успешно окончить школу, институт, достаточно учиться на тройки. То же самое, когда мы говорим: христиане святы, хотя и грешники. Они пятёрочники, хотя и троечники. Понять это нелегко. Целая гамма отношения к себе требуется: не быть перфекционистом, прощать себя, как Бог прощает, и прощать других, которые сделали меня таким, какой я. И одновременно быть перфекционистами, стремиться быть добрыми на 100%.

Это связано и с разумной осторожностью в поведении, с чувством меры. Но одновременно это требует радикальных поступков, радикальной смены стиля жизни. Как Иисус говорит: «Пойди раздай всё, не будь богатым».

В христианстве часто используется образ управляющего. Если Бог дал мне богатство, я должен к нему относиться не как хозяин, а как управляющий и искать волю Божию в использовании имущества.

Но в этом случае такой подход не годится. Что значит: «раздай всё нищим»? Они за два дня всё проедят и пропьют и станут ещё более голодными, ленивыми, озлобленными. Тем не менее Иисус говорит: «Сделай так». Видим, что интерес тут не утилитарный. Арифметически невозможно просчитать. Для Иисуса правильная позиция юноши стоит несравненно больше, чем его имение и чем реальные потребности нищих. Иисус предлагает ему всё богатство, накопленное, по-видимому, трудами и лишениями родителей, пустить на ветер. В некотором отношении наплевать на всё. Если мы будем мыслить в этом направлении, то будем продвигаться в глубину этой истории.

Что подразумевает Иисус под опасностью богатства, под абсолютной несовместимостью между Царством Божиим и богатством? Богатство — чересчур большое искушение. По своему психологическому устройству (стремление к безопасности, надёжности, гарантиям) человек с этим искушением не может сделать ничего. Могут только те, кому Бог даёт. Но подавляющее большинство людей не может, в том числе мы, а в особенности сильные мира сего, политики, для которых богатство — синоним власти, то есть наибольшей свободы, как они её понимают.

Одна из двух задач нашей общины — учиться жить по евангельским советам в условиях современной России. Один из советов — бедность. Но думаю, что дар бедности не существует изолированно от других двух евангельских даров, советов, добродетелей — послушания и чистоты. Вопрос не просто в том, как каждому из нас бедность осуществлять, а как общине быть. В чём мы должны помогать бедным постоянно и иметь, копить для этого ресурсы, а в чём не должны. Найти нашу линию, нашу нишу в жизни. Мне кажется, мы ещё находимся в состоянии поиска. Это хорошо, но нужно ещё помнить об этом поиске.

В Раве в этом году с удивлением я обнаружил, как мало стало неблагополучных людей, которые жили с сёстрами вместе: одиноких матерей с детьми, сирот, алкоголиков, наркоманов, невротиков. Оказалось, наконец сёстры обратили внимание на то, что в семье у них неблагополучие, текучка среди сестёр, сёстры оказываются недоформованными.

Сейчас они восстановили нормальную пропорцию. То же в Ковчеге у Жана Ванье. Норма, к которой он пришёл потихоньку: один неполноценный (слабоумный, зависимый) на общину. Это к вопросу: в движении к Царству Небесному кому мы должны помогать, а кому не должны? Этот вопрос естественным путём, как льдина, плывёт. Не решается. Всё время нам нужно оглядываться назад и смотреть, куда мы движемся и движемся ли. Не получается ли так, что вместо христианской жертвенности мы движемся сами с собой и с людьми просто по кругу, не в силах дать им ни вызова достаточного, ни поддержки, если они примут вызов. Об этом много надо думать и прежде всего молиться.

Мы посмотрели, как многие сёстры молятся о людях, которые к ним приходят, с ними живут, о которых им рассказывают. Эта сторона нашей общинной жизни определённо хромает.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website