Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 13.09.08

Сентябрь 19, 2008

1 Кор 16,13-24; Мф 21,33-42

Первое чтение, окончание Первого послания к коринфянам — это увещевание и благодарность за конкретных людей, членов общины из Коринфа, которые приехали к Павлу. Передаются поклоны от других церквей, приветствия. Когда человек письмо заканчивает, он старается человеческие связи с адресатом укрепить, утвердить. Само-то послание достаточно жестокое, с обвинениями в грехах, суровое, там есть слова осуждения, но концовка это сглаживает. Мы бы это назвали в терминах конфронтации и поддержки.

В Евангелии — притча про неудачных хранителей Ветхого Завета, виноградника. Когда Иисус обращается к людям, с которыми принципиально полемизирует, мы в Его словах не видим поддержки. Иисус этих людей проклинает, осуждает, говорит: «Горе вам!» Как эти люди могут воспринимать слова Иисуса? Давайте поставим себя на их место. Они воспринимают слова Иисуса как богохульство, как оскорбление. Тем не менее мы видим, что немало людей из фарисеев уверовали, например Никодим. Всё-таки чувство истины, которое Бог даёт, позволяет увидеть любовь там, где нет её ощутимых эмоционально проявлений, за оскорблениями, угрозами, проклятиями. Психологические теории про поддержку — очень верные, но не исчерпывают всей сути дела.

У мальчика Ж. есть ощущение, что ему настолько плохо, что все обязаны его любить и ходить перед ним на цыпочках. Ранние годы в конфликтной семье, в семье без отца, с матерью, которая себя страшно жалеет. С молоком матери ребёнок всасывает жалость к себе. Потом ему кажется, что он старается быть хорошим и что у него получается. А что со стороны это выглядит далеко не так, до него не доходит, потому что он считает, что все обязаны ему дать любовь. Дело кажется непоправимым. В логике нашего феминизированного общества и психотерапии: раз он просит любви, надо ему давать, пока из ушей не полезет, и тогда он расцветёт, как цветок.

Это не так, потому что грех лежит за пределами механизмов видимого мира. Грех игнорирует, убивает любовь, у него сила дьявола. Мы надеемся на силу Бога, которая помимо наших стараний изменяет человека. Сила Бога действует через способность самого человека стремиться к истине и познавать её. Истина освободит вас. Многие годы на это уходят. Так устроена жизнь.

Об унижении достоинства. Если традиционное богословие говорит о человеке как об образе и подобии Бога, то современное богословие, имея в виду то же самое, говорит о достоинстве человека. Оно превосходит все наши оценки. Его унижать нельзя. Так поступая, игнорируешь, что он — образ и подобие Бога. Можно разозлиться, съязвить, нахамить, но когда в себя приходишь, становится понятно, что это неправильно.

Одно и то же достоинство у взрослого и ребёнка. С достоинством связана личная сфера, в которую никто не имеет права лезть. Человек сам решает, кого в неё впускать. У ребёнка эта сфера тоже есть, но во многом она обобщена с родителями. Так же он в силу недостаточной ответственности имеет право посягать на какую-то часть приватной сферы родителей. Так устроена семья. В общине тоже так. Когда мы встречаемся как община раз в неделю, говорим о себе, это важно, но при этом мы не пересекаемся значительной частью этой приватности. А когда живём вместе: в походах, духовных упражнениях, — пересечение имеет место. Много недоразумений происходит от того, что мы не проговариваем: в какую часть своего личного пространства я готов тебя впустить. Между близкими это происходит по умолчанию. Между взрослыми, которые встречаются, как я сказал, это нужно обговаривать, и это не просто.

В детстве я этого не понимал. Я был прилипчивым и назойливым. Мама мне не показывала дистанции, и я не понимал, что другим людям могу надоесть. Потом, когда другие люди начали надоедать мне, как прекрасно я это понял!

Детей этой деликатности учить надо. Но: ребёнка, росшего в обстоятельствах, о которых речь шла выше, невозможно приучить. Можно только в рамках поверхностных приличий, но не всерьёз. Потом это сделает Бог. А пока этого нет, носим тяготы друг друга и стоим в вере.

© о. Сергей Николенко 2008

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website