Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 15.11.08

Ноябрь 18, 2008

(Западная традиция)

Окончательный конец грешного мира — таинственная тема. Я недавно читал статью о финансовом кризисе. Есть такое понятие: социально ориентированный бизнес, этические инвестиции — вложение денег в области, которые, во-первых, не связаны с морально вредным предметом деятельности (например, аморальные эксперименты с эмбрионами, деятельность, способствующая загрязнению окружающей среды). С другой стороны, этические инвестиции включают некоторый нравственный климат в компаниях, вкладывающих деньги: решения должны приниматься коллегиально, трезво и т.д. Почему это называется этическим, или социально ориентированным бизнесом? Там основная цель — не получение максимальной прибыли, как обычно в бизнесе, а благо общества, общее благо.

В Англии доля этого бизнеса в частном секторе возрастает, но жалкими абсолютными цифрами. Если 10-15 лет назад это были полпроцента активов, то сегодня — 1,6 %. Рост есть, но небольшой.

Другая трудность: есть немало банковских операций, которые не запрещены законом, но являются морально сомнительными. Это одна из причин, которым не получается благоденствия, по крайней мере в финансовой сфере.

Кризис начался как финансовый, но, конечно, это кризис системный, кризис всего нашего мироустройства. Тем более что он протекает в глобализованном мире, где всё связано.

Есть простой христианский подход: что мы в этом будем разбираться? Мир во зле, в грехе лежит — молиться надо! Как ни совершенствуй законы и экономические отношение, всё равно нечестный человек найдёт возможность их обойти.

Молиться надо, но это плохой подход. Если я вижу несовершенство, нечестность и могу повлиять, это налагает на меня обязательства. Общественная активность нужна, но она порождает ощущение беспросветности, «короткого одеяла»: стараемся-стараемся, а всё равно нечестность процветает, приобретает более изощрённые формы. Старое мудрое поколение уходит, приходит мелюзга, которой и сорока лет нет. Ничего не понимают, на чужих ошибках не учатся, хотят учиться только на своих. И возникает ощущение беспросветности.

С третьей стороны, есть искушение драматизировать. Ощущение того, что в мире всё идёт не так, как надо, желание, чтобы скорее всё закончилось. Были прогнозы перед двухтысячелетним юбилеем: население Земли растёт по экспоненте, то есть исключительно быстро, к 2020 году будет перенаселение, разразится катастрофа, которую можно идентифицировать с концом света. Оказалось — нет. Рост населения замедлился. И всё равно много есть научных и псевдонаучных прогнозов о катастрофе. Эти искушения связаны со слабостью человеческой, с неспособностью жить в вере и видеть поступательный ход не просто прогресса, а истории спасения. Да, тут нужен кругозор, культура, но гораздо важнее чувствовать, как через меня и моих близких Бог производит дело спасения в мире — дело, которое имеет временные плоды, но и вечные. Нужно замечать и ощущать эти вечные плоды — то, что в ком-то удалось пробудить веру, что она развивается. С этим человеком могут беды происходить, но если жизнь веры в нём есть, это значит, что, не без наших усилий, человек создан для вечности. Это никуда не денется. Есть добрые дела, сделанные по любви, бескорыстно, и можно ощутить, как волна добра таинственно распространяется через это доброе дело и идёт в вечность.

Схоластика представляется надоевшей разделением на временный и вечный порядок вещей, но так и есть. Духовная жизнь — это устремлённость на вечное, достижение вечной цели средствами временной жизни: моим умом, моей изобретательностью, затратами времени, здоровья, жизни. И тогда жизнь не бессмысленна.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website