Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 29.11.08

Декабрь 2, 2008

Хочу поведать вам про американского президента. Обама, как это ни глупо и унизительно звучит, вышел из социальных работников. Причём не таких, как у нас кумушки по собесам сидят. У него два высших образования, второе юридическое. В достаточно благополучной Америке эту форму социальной работы родила великая депрессия тридцатых годов, когда множество нормальных трудоспособных социализированных людей оказались без работы, а значит, в бедности. Нашёлся энтузиаст Алинский — естественно, еврей, естественно, из Одессы-мамы, — который занимался тем, что сколачивал из этих людей и их семей общины, способные к ответственному социальному действию, способные планировать собственные потребности как общины и способы удовлетворения этих потребностей в жёстких условиях депрессии. Эти общины нуждались в стартовом капитале для создания артелей, для помощи совсем несчастным нетрудоспособным людям. Алинский — жил он в Чикаго — выступил и как создатель фондов для спонсирования общин. Получилось удачно. Сейчас этот опыт вовсю используется в Католической Церкви в латиноамериканских и азиатских странах.

Здесь был один вербист, который долго работал на Филиппинах, занимался тем же самым: сколачивал общины и создавал банки для кредитования. Создал три банка, один из них до сих пор действует.

Социальная работа, которой занимался Обама, очень отличается от собесов, к которым мы привыкли. Суть её не в том, чтобы отдельному человеку помочь преодолеть свою неустроенность, помочь ему какими-то благами, оказать медицинскую, денежную, вещевую помощь. Медицинская модель социальной помощи в значительной мере осталась в прошлом. Сейчас основа в том, чтобы обделённым жизнью людям дать возможность объединиться, быть способными к здоровому общению между собой, с властями, к конструктивному общественному действию. В Германии такие социальные работники обслуживают кварталы: выясняют, какие у жителей потребности, и налаживают взаимодействие между жителями. Начиная с мелочей — например, с неисправного водопровода в квартале. Повторяю, социальный работник налаживает взаимодействие, не руководит процессом выбивания средств из городских властей, а помогает наладить взаимодействие и уходит в сторону. Дальше они, преодолевая трудности и неожиданности этого взаимодействия, вырабатывают стиль взаимоотношений, в котором есть человечность и ответственность. Это способ построения гражданского общества снизу. То, чего никак не получается у нас. В какой-то мере это получилось в Польше с органами местного самоуправления, которые действуют во благо жителей, как их представители. На более высокий уровень это не пошло, по иным причинам. А у нас не получилось совсем. Может быть, потому, что очень сильны у нас мафиозные силы, центрально-административные тенденции и традиции.

Этот опыт — разработка и Католической Церкви. Энциклика Rerum novarum конца XIX века эту модель гражданского общества предвосхитила. Методология Алинского нашла большой отклик в социальном пастырстве Католической Церкви.

Вот откуда вышел Обама. Характерно, что по тем речам, которые о нём слышны в наших СМИ, ничего этого понять невозможно. Больше 10 лет Обама в Чикаго проработал, создавая социально активные низовые общины — для наших СМИ это ничто. Они этого не чувствуют и не понимают в своей политизированности, в увлечённости сенсациями, интригами. Отсюда оценки Обамы как популиста. Популизм — это понятная для российской политической арены вещь. Так всем мил и приятен Маккейн, с традиционной опорой на военную силу, на методы геополитики — очень понятен нам и нашей государственности, в отличие от Обамы.

Это апология не человека, а феномена: когда наконец на высшую государственную должность приходит человек с такой историей, с таким опытом. Хочется надеяться, что, может быть, это знак наступления новой эпохи в человеческой истории. Когда мощные развитые державы обращаются к людям такого плана, начинают воспринимать ценность опыта этих людей. Если моё видение происходящего отвечает реальности, это можно рассматривать как знамение времён, эсхатологический знак движения Царства Небесного по нашему миру.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website