Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 20.12.08

Декабрь 24, 2008

Троичность — это свойство личности. Что есть «я»? Тот, с кем я веду внутренний разговор. Он может быть познавательным, может быть пустым, но в этом разговоре проходит жизнь моей личности, сознание моё. То, что я о себе знаю, мы называем словом «сознание». Но сознание имеет дело с тем «я», в котором гораздо больше того, чего мы не знаем. Сознание меня соприкасается с тайной меня. В этом главный познавательный момент: сознанием я узнаю себя, а через себя всю реальность, творение, от которого я по большому счёту неотделим.

Этот диалог может быть пустым. Пустым его делает грех. А в настоящем диалоге я не просто узнаю себя и мир — это познавательная часть. Есть другая часть — то, как я соглашаюсь эту истину принять, насколько хочу, насколько стремлюсь к этому. Готовность к принятию истины о себе, пусть неприятной, и готовность жить по ней способствует целостности моего «я», организует мою личность в единство. Это делает Дух любви и истины, объединяющий Бога, объединяющий меня со мной, меня с другими людьми, нас в Боге.

Бог троичен, как и моя личность троична, всегда, в отличие от меня, который сейчас есть, а когда-то меня не было и когда-то не будет. Бог, в Котором весь космос заключён, как в плане, в проекте, в творческом замысле, встречается с человеком в Иисусе Христе, воплощается. Воплощается-то в Нём весь троичный Бог: Отец, Сын, Святой Дух. Во взрослении Иисуса Христа, в динамике Его проявления Себя в мире мы видим и Отца, и Сына — знание Его о Себе, и объединяющий Дух единства.

Я говорил о том, что моё сознание мало знает обо мне. У сознания Бога этого нет. И представить это мы не можем. Не можем потому, что личность не познающая не жива. Нам приходится думать о Боге как о бесконечном знании, которое познаёт само себя и совершенно готово к этому познанию. Это непредставимо, как и вхождение Бога в личность человека с ограниченным знанием, с ограниченными возможностями. Мы можем представить это только через действие Духа, который открывает Иисусу новые вещи о жизни и каждый раз позволяет эти вещи принять. А также принять, что Его руками совершаются чудеса, Бог Его руками действует так, что понять на уровне человеческого знания невозможно. Мы можем говорить, что единство Бога невозможно понять, но единство Бога и человека в Иисусе вдвойне невозможно понять. Поэтому формулировки соборов такие скупые. Люди не могли хорошо описать своё понимание. На чём же оно держалось? На невыразимом опыте, а он есть у каждого христианина, который старается жить как христианин — человек, для которого самое интересное — Бог.

Этот опыт есть, и надо его вынуть. Когда его вынимаешь, становятся второстепенными и неважными другие вещи: настроение, эмоциональное состояние, работа хорошая или плохая, здоров или болен, беден или богат, в стеснённых обстоятельствах или свободен.

Всё это происходит как отзвук великого космического действа и бездействия, в которое я включён, и превосходит эти вещи.

Забота только — как самому быть открытым для Высшей Силы, её проводником для людей, которые вокруг нас, как включать их не просто в мою любовь, а через меня в любовь Бога.

Моё знание о себе — то, что я могу высказать, слово. А слово производит действие вовне.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website