Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 19.04.09. Пасха

Май 10, 2009

Итак, воскресение произошло, и мы радуемся. Но надо разобраться, почему радуемся.

Что произошло для учеников, для космоса, для нас, для самого Иисуса? С учениками, может, проще всего. Они о себе пишут – если так просто говорить, для них произошел выход из полномасштабного человеческого кризиса, когда подорвана была их надежда на будущее, они просто не знали, как дальше жить. Глупо говоря, очень удачно для них, что воскресение произошло именно в этот момент. Произошел позитивный выход из кризиса. Они не просто обнаружили, что Иисус не бросил их, но они поняли, что Он им говорил все эти годы, поняли Писания, пророчества из Писаний, которые Сам Иисус относил к Себе. То, что они поняли, это хорошо, но еще лучше – они это понимание сумели передать нам. Это понимание в Прологе Евангелия от Иоанна находится (мы его читали сейчас): Иисус – Слово Бога, Он и Бог, и Посредник между Богом и миром. Слово — в основе ткани мироздания. И начавшиеся явления Христа воскресшего не удивительны, если смотреть с этих позиций. В новом состоянии Иисуса после Воскресения сквозь Его прежнее человеческое тело прорастают связи с мирозданием, с природой каждого из нас, Он сам раньше о них не догадывался. Происходят эти чудные явления: Он то похож, то не похож, появляется и исчезает как дух. Ощутил Он: ученики в своих бедных человеческих сердцах Его зовут, и поспешил им навстречу в том новом качестве, для них это выглядит очень странно, а Он, видимо, этого даже не отслеживает.

То воскресение, которое мы сейчас празднуем, для Иисуса – переходный период к осуществлению того, о чем Он в Евангелии от Иоанна говорит: «Иду приготовить вам место». В космосе, в духовном и материальном измерении космоса возникает место во славе Божьей, если пытаться это как-то понятно сформулировать, где-то на границе между Богом и творением, там находится, стала находиться та часть творения, которая полностью прозрачна для Бога, освобождена от греха. Все это происходит календарно как бы в период от Пасхи до Пятидесятницы.

А что для нас? Может, демагогически звучит, но Бог все для нас делает. Что же из сделанного и делаемого мы способны воспринять, оценить? Для прихода, для общины получались аналогии библейского Исхода, 40-дневного пребывания Иисуса в пустыне, когда Он был искушаем дьяволом. Были эти искушения, мы их в себе не таили, открывали, была возможность вместе с искушениями «работать». Разные были искушения. Искушение человеческой любовью, легко идущей в руки, супружеской, казалось бы. Характерное искушение, когда дьявол пугает человека перед рукоположением, когда надо себя предать в руки Бога так, как никогда раньше не предавал. Страхи перед кризисом, потерей заработка. Были моменты, когда это представлялось непреодолимым. Уныние меня посещало. Но прошел Пост, и все оказалось преодолено. Есть последствия, но жало дьявола оказалось вырванным. И для меня это свидетельство того, что времена литургического года не мы придумываем, это Сам Бог по молитве Церкви для нас устраивает. Это тоже, может быть, очень сильный аргумент: Воскресший и есть Христос, Свет мира, Слово Божье, Сын Божий.

© священник Сергей Николенко 2009

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website