Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 12.07.09 — Святые Петр и Павел, апостолы

Июль 15, 2009

Как обычно в праздник, наша задача – размышляя о Петре и Павле, которых мы вспоминаем, — постараться их понять через симпатию и дружелюбие, проникнуть в их личности, войти в общение с ними, а через них – с Троичным Богом. В этой работе всегда присутствует сознательное усилие и невидимая, не отмечаемая нашим сознанием в этот момент деятельность Бога. Он нас через этих людей соединяет с остальными обитателями Царства Небесного. Это соединение непосредственно отметить не получается, но мы или другие в нас могут обнаружить – мы проявляем человечность в ситуациях, когда человечность кажется неуместной (вроде очереди в билетные кассы – люди взвинчены и собой не владеют). Общение с обитателями Царства дает силу оставаться человеком.

Итак, Петр и Павел. Они отличаются образовательным уровнем и происхождением, представляют собой разные общественные слои.

Сегодняшнее апостольское чтение – апология Павла. Видно, что человек он горячий, увлекающийся: начинает перечислять свои достоинства, что сделал, как страдал, а потом спохватывается. Показательно, что и Петр горячий такой человек. И то, что они оказались такими значимыми фигурами в первой церкви, связано со способностью в этом порыве полностью себя отдавать. Когда мы говорим о вере, понятно, что вера – полная отдача себя Богу, не порыв, а результат глубокой и терпеливой работы над собой, направленной на достижение внутренней и внешней стабильности. Но эта порывистость работает как спичка – зажигает человека.

Другой момент: Петр – человек не очень умный, дело не в образованности, просто не очень умен, Новый Завет нам это часто показывает. Этим Петр отличается от Павла, который не просто умен, но умеет просчитывать ходы, комбинировать. У Петра так не получается. И то, что именно такой человек оказался главой Церкви, самым авторитетным лицом, еще яснее показывает: власть Петра в Церкви – не от него. Сейчас мы Евангелие слышали: Иисус говорит, что «не плоть и кровь открыли тебе это», не люди, а Сам Отец.

Глядя на сегодняшних святых, я еще думаю о даре экстатической молитвы, который был у обоих. Этого Церкви, той, которая старается жить только ratio, рассудочным сознанием, не хватает. А с другой стороны, стремление все рассудочно расставить по полочкам – это жизнь в церкви, где по большому счету не происходит ничего. Настоящая жизнь с поступками обязательно выбивает человека за пределы его собственных интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Человек попадает в положение, когда он может только надеяться на Бога, вопить к Нему. И тогда видно, что рассудочность – лишь вспомогательный инструмент.

Еще я думал о Петре как епископе Рима. Об этом говорило Предание Церкви, но иных подтверждений этого у нас не было до 1950-х, когда обнаружили гробницу Петра. ????????? — тот, кто смотрит сверху. Русская калька «надсмотрщик», «надзиратель». Человек, которому Церковь доверяет руководство собой.

Две недели назад в кафедральном соборе было дьяконское рукоположение. Я наблюдал за происходящим со стороны алтаря. Новый дьякон стоял перед епископом на коленях и приносил клятву верности ему. И видно было: в этот момент человек осознал – этот епископ теперь не просто мой работодатель, не понравилось – уволиться могу, а это человек через которого в первую очередь на меня будет действовать Бог. И надо быть ему послушным.

Это еще одна тайна, о которой сегодняшний праздник напоминает, — как соединяется выбор человеческий и Божий, назначение в Церкви начальника институционального и наличие харизмы, необходимой, чтобы быть этим начальником. Это для нас тяжелый вопрос, но решается он просто: нужно в послушании действительно себя препоручить этому человеку и дальше надеяться на Бога — как Он устроит отношения доверия и взаимности. На словах просто, но мы видим, что на практике это в Церкви тяжело дается, трудно довериться: хочется сохранить пути отступления, если неудачу потерпишь. А именно пути для отступления и нельзя оставлять, если хочешь, чтобы получилось.

И Павел – институционально он был «никем». Он ставил епископов в им созданных общинах, а в формирующейся иерархии Церкви не находилось для него формального места. Как был раввином, учителем, так до конца им и остался…

© о. Сергей Николенко 2009

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website