Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 27.06.09

Июль 18, 2009

Вспомним еще раз греко-католический проект. Соединение церквей и основной механизм единства их в тогдашнем представлении – функция Вселенского Архиерея, Папы.

Инструментом для соединения восточных христиан с Римом виделась русская католическая церковь византийского обряда. Митрополит Шептицкий создал и монашеский орден студитов, назвав их по имени монастыря Студион, чей устав стал моделью для русских монастырей как киевского, так и московского периода.

Что сказать о совершенстве этого инструмента? Монастыри студитов пытались воссоздать славяно-византийское монашество в «первозданной чистоте». Но понимаем, что чистоты не было никакой. В начале 2 тысячелетия была имперская византийская традиция, там много было неуместной поэтики в богословствовании, в литургии. И многочисленные образы и метафоры попросту отдаляли человека от подлинности Бога, Христа, Церкви.

Но для галицийской Украины 100 лет назад деятельность митрополита Андрея была важна. Униатство там обогатилось не лучшими образцами латинской (точнее говоря, польской и немецкой) традиции, от которых страдает до сих пор. Традиции достаточно агрессивной – это проблема любой имперской церкви. Поэтому славянская традиция чрезмерно идеализировалась, отношение к ней было не совсем адекватным. Византийское наследие важно, но это лишь часть христианского многообразия, где есть место и молитве, и милостыне, и деятельности в миру…

В традиции, о которой говорю, литургия в себя включала все, всю реальность Богообщения. И поэтому эти изобразительные элементы литургии несли избыточную нагрузку, к которой они не предназначены. Это – набор символов, позволяющий участникам литургии войти в присутствие Бога. Но эти элементы абсолютизировались, так что любое слово, любой возглас неизменны по определению. Изменил одну фразу – рушится вся конструкция, сложил руки, как латиняне делают – и литургия рассыпалась. Так к литургии относились в России, и в той русской католической церкви, которую пытались сто лет назад строить.

О. Леонид Федоров, которого еще молодым человеком заметил Шептицкий и привлек к работе, был воспитан в латинском богословии, и с ужасом взирал на это православное язычество, окружавшее его в обеих столицах. Но на что хотелось бы обратить внимание.

Эта церковь должна была быть в России миссионером общения с Римом. Целью было установление контактов с епископатом Российской Православной Церкви, чтобы через них склонить всю церковь к объединению. Фактически безоглядно шли в эту церковь не лучшие православные священники. Нормально это. Не самые образованные люди были, не самые психически устойчивые, главным их достоинством была честность. Они не могли рассчитывать ни на карьеру, ни на процветание в этой гонимой церкви. Эта честность до сих пор, наверное, одна из главных харизм, жемчужин нашей церкви.

Диалог с православными епископами получался тоже – о. Леонид регулярно с представителями православного епископата встречался. Но тут Советская власть, не потому что она была против церковного единства, а просто противницей всего, что не могла контролировать была, эти встречи пресекла.

Что еще обращает внимание? О. Федоров психически не очень крепкий был, когда его фото и фото митрополита Андрея сравниваешь: Шептицкий – богатырь, красавец, а болезненность о. Леонида бросается в глаза. И мистические события, с ним происходившие, нападения бесовские, все эти угрожающие явления, их стоило бы истолковать как знаки каких-то серьезных духовных заблуждений о. Леонида. вообще, его биография, которую все мы читали, — весьма поучительный текст в разных отношениях, могла бы стать настольной книгой исторического опыта католической церкви. И вот почитаем мы о. Леонида как святого, Церковь его беатифицировала. Стоило бы еще раз обратиться к его опыту.

© Священник Сергей Николенко 2009

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website