Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 26.07.2009

Июль 29, 2009

(Рим 15, 1-7; Мф 9, 27-35)

Павел в сегодняшнем чтении говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных». А в других местах он говорит, что силой своей хвалиться не надо, а надо – слабостью, в которой открывается сила Божья. Обращаясь к общине в Риме, Павел имеет в виду, что ее члены сильны силой Божьей, и эту силу можно употреблять, когда имеешь дело со внешними, и собственными силами не получается ничего. Вроде бы, для христианина вещь тривиальная, затертая, но все время тенденция в личности прорезается: Бога в сторону отставить, и самостоятельно все решать и все делать.

Сегодня на наших занятиях начнем говорить о новой энциклике папы Бенедикта, посвященной очередному кризису неверия, в котором находится человечество, и о его экономическом и финансовом измерении, которое, как ни странно, в первую очередь бросается людям в глаза. Эта энциклика, как и все документы Церкви по социальным вопросам, обращена не только к католикам, но ко всем людям. Начало таким документам положил Второй Ватиканский собор, приняв беспрецедентный в церковной истории документ — пастырскую конституцию «Радость и надежда». В ее подзаголовке стояло: «ко всем людям доброй воли», то есть ко всем, кто хочет хотя бы что-то делать не из слепого эгоизма.

В Церкви всегда присутствует разговор для внешних и разговор для внутренних. Цели различны. В ранней Церкви, в средние века, практически до Нового времени ставилась цель – просто всех обратить в христианство, всех включить в Церковь. И соответственно проповедь указывала Христа – единственного Спасителя. Позиция католической Церкви сейчас иная, она впитала представление о диалоге: я не могу предлагать человеку то, что по внешним или внутренним причинам он не в состоянии понять. Поэтому Церковь сегодня принимает реальность нашего мира: в нем есть разные верования, разные заблуждения, идеологии. Это данность, с которой не нужно бороться: в разных верованиях и идеологических системах, разных культурах открывается нечто, что с первого взгляда Церковь не видит, что для Нее важно, полезно для человечества как единого организма: ему нужны обширные знания о мире и о себе, чтобы двигаться к Богу.

Католическая Церковь ищет новый язык для обращения к внешнему миру, новые категории. Об одной мы уже сказали: люди доброй воли. С буддистом, атеистом, индуистом, настроенным слушать голос своей совести, можно разговаривать, происходящее в его сердце в конце концов приведет его к Христу (необязательно это случится до его смерти).

Почему об этом говорим? Папа Бенедикт во всех своих энцикликах стремится указать такие фундаментальные для христиан понятия, которые одновременно близки и понятны всем. Первая его энциклика посвящена любви, упор делается на том, что в любой человеческой любви, очищенной от эгоизма, открывается любовь, царящая внутри Троицы. Это открывает собственно непривычное для неверующего измерение человеческого общения. Это общение – не просто болтовня о пустяках, в глубине его – общение с третьим Собеседником, с Богом. Отсюда – ответственность лежащая на нас, на каждом нашем действии и слове, обращенном к другому человеку.

Следующая энциклика посвящена надежде. Тоже вещь простая, жить без нее нельзя. И опять, говоря об источнике надежды. Ее так мало в мире, и люди судорожно ищут ее суррогаты, временные цели (карьера, семья, дети, слава, самореализация). Что могло бы быть мотором моей деятельности? Папа снова Америки не открыл, прослеживая источник надежды – ее дает только Бог. Ясное видение нашего будущего от нас сокрыто. Мы знаем, что будущее есть, но мы его не видим. И тут парадоксальным образом мы и обретаем внутренний мотор нашей деятельности.

В последней энциклике тоже две вещи, всем понятные, справедливость и общее благо. Но подробнее к ним обратимся на нашем занятии после литургии и агапы.

Помолимся.

© Священник Сергей Николенко 2009

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website