Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 27.09.09 — Воздвижение Креста Господня (византийский обряд)

Октябрь 27, 2009

Сейчас мы с вами пели тропарь креста, но там в переводе неточность. В греческом оригинале речь идет не о защите христианского народа, а о защите государства и помощи императору, его главе. Праздник был установлен по инициативе Елены, матери императора Константина, которая обнаружила в Иерусалиме крест, на котором, как сочли, был распят Иисус. Была потребность в реликвиях, в материальных символах силы Божьей – мы знаем, что в средних веках она была особенно сильна.

Но то, что крест распятого Христа стал государственным символом, — действительно примечательно. Человек всегда нуждается в сакрализации власти. Император римский был живым божеством, ему поклонялись. И была сделана исключительно дерзкая попытка лишить императора его божественного ореола, перенеся властный авторитет на Троичного Бога, на Его представителя – Христа, Царя, умершего позорной смертью на крестном древе. Вряд ли Елена или ее сын Константин в достаточной мере понимали, что, собственно, делают, на что посягнули – на, быть может, наиболее фундаментальную черту греховного, падшего человека, на стремление делить всех на господ и рабов, начальников и подчиненных. Отношение господин-раб больше всего тут подходит.

Когда в книге Бытия мы читаем рассказ о грехопадении Адама и Евы, мы видим, что одно из первых его последствий – неравенство в браке. Муж стал господином жены. И по сути, грехопадение – представление о Боге не как об Отце, а как о грозном Хозяине, стремящемся к собственной выгоде, имеющем власть надо мной.

Наш сегодняшний праздник ввел новую модель, новую парадигму земного царства, основанного на отношениях братства, отцовства и сыновства. Планка стояла слишком высоко: с одной стороны, все вынуждены были к ней тянуться, а с другой стороны, нельзя было дотянуться.

История христианской византийской империи нам являет бесконечную череду интриг, произвол власть имущих, рабское сознание верующих, пропитавшее и литургию нашу, и ментальность Церкви. Благодарение Богу, несмотря на все, что творится вокруг нас, Он нам дал шанс в нашем угнетенном состоянии вытравливать из себя раба, пытающегося сочетать любовь и благодать со страхом и ненавистью. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2009

Bookmark and Share

Comments are closed.