Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Посвящение дев

Ноябрь 25, 2009

Дева – не диво

Вторник, 7 октября. В Варшаве было тепло и солнечно. На правом берегу Вислы, в районе Прага, сияла золотая осень. Жизнь била ключом. В кафедральном соборе святого Флориана на литургии три женщины приносили свои необычные обеты.

Каждая из них, вложив свои руки в руки епископа, сказала: «Отче, прими мое решение жить в совершенной чистоте и подражании Христу, которое я с помощь Божьей обновляю перед тобой и святым народом Божьим». Епископ произнес молитву. Три женщины стали девами, посвященными Богу. Вместо мужа они сказали «да» Христу. Как и замужние женщины, получили обручальные кольца.

Потом они выйдут из собора и смешаются с толпой горожан. Будут заниматься своими повседневными делами и обязанностями. Наверное, не все их знакомые узнают, что случилось сегодня на литургии. И сами девы не станут без надобности об этом говорить. Но они — уже другие женщины.

Они не были первыми. В Польше уже более ста дев, в мире – несколько тысяч. В Польше первой была Зофья Проховник, ее посвящение состоялось в 1991 году и стало настоящей сенсацией: у нее брали интервью для еженедельника «Политика». Потом пришли следующие: молодые и не очень, образованные и простые, привлекательные и средние, профессионально активные…

Сегодня среди польских дев, посвященных Богу, мы найдем врача и медицинскую сестру, служащую, профессора университета и музыканта, учительницу и доктора наук. Во Франции есть и танцовщица, принадлежащая к чину дев. Недавно в Кракове дали обет чистоты сразу девять кандидаток. Журналисты поинтересовались причинами такого решения. Одна из них ответила:
— Я просто хотела целиком и полностью принадлежать Богу, как в браке.

Чин дев в Церкви

Кодекс канонического права и Кодекс канонов восточных церквей не определяют нижней возрастной границы для дев, однако принять посвящение не могут слишком молодые женщины. Кандидатки должны быть морально и духовно зрелыми, чтобы быть в состоянии посвятить себя Богу, дав постоянный обет чистоты. Они уже никогда не смогут принять таинства брака. Подготовка кандидаток обычно длится от двух до четырех лет.

Обычай посвящения дев родился в ранней Церкви. Катехизис католической Церкви говорит (ККЦ 922), что «с апостольских времен христианские девы, призванные Господом посвятить Ему себя без остатка в большей свободе сердца, тела и духа, с одобрения Церкви выбирали жизнь в чине дев «ради Царства Небесного» (Мф 19,12).

Отцы Церкви (Мефодий Олимпийский, Афанасий Великий, Киприан Карфагенсский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Лев Великий) высоко ценили чин дев, окружали дев пастырской заботой, посвящали девству свои труды.
Среди святых дев наиболее известны Агния, Агафия, Женевьева Парижская, Флорентина Испанская, диакониса Олимпиада. С течением времени число дев росло, появились общины, живущие в монастырях. Монашество развивалось, и все меньше женщин, остававшихся в миру, выбирали посвящение дев.

Второй Ватиканский Собор напомнил о том, каким великим даром для Церкви являются девы, живущие в миру, и предписал пересмотреть обряд их посвящение, давно уже не применявшийся. Обновленный чин посвящения дев (в латинском обряде) был введен 31 мая 1970. С того времени, после восьмисотлетнего перерыва, возрождается этот чин.

Женщины, избравшие девство из любви к Богу, идут за Марией из Назарета, Пресвятой Девой. Святой Амвросий говорил, что «Христос избрал для Себя особый дар девства (…)и в Себе Самом явил то, что избрал в Своей Матери». Но Христос не оставил нам заповеди девства – это не обязательное условие спасения.

Иисус говорит о «скопцах ради Царства Небесного (Мф 19, 12). Апостол Павел высоко ценил людей, без остатка посвятивших себя Господу (1 Кор 7, 25-40). Церковное предание говорит нам, что апостол Иоанн был девственником, ему Иисус перед смертью поручил свою Мать и ему явил грядущую славу девственников, служащих Агнцу, восседающему на престоле (ср. Откр 14, 1-4) .
В Служебнике обряд посвящения дев предваряет введение, где, в частности, говорится, что дева, посвященная Богу, — это «знак любви Церкви ко Христу, образ Невесты и будущей жизни». После тщательного распознавания дева выбирает жизнь в одиночестве и полностью отказывается от сексуальной жизни.

Дева остается в миру, распоряжается своим временем так, как это диктуют ей ее работа и обязанности. Она не подчиняется никаким структурам монашеской общины. Она не соблюдает никакого монашеского устава, по которому может жить, у нее нет настоятелей, которым она подчиняется.

Как и в первые века христианства, она может выбирать формы реализации своего призвания: может жить сама по себе или остаться в своей семье, может объединиться с другими девами или поддерживать духовные связи с какой-нибудь монашеской общиной, чтобы получать от нее духовную поддержку. Через свое посвящение каждая дева еще теснее связана с общиной Церкви – на местном уровне это епархия.

Укрытая жизнь

Чин дев отличается от прочих форм посвященной жизни. Дев не следует отождествлять ни с монахинями, ни с членами какого-нибудь светского института или общества апостольской жизни, хотя они и имеют со всеми ими много общего. Внешне их жизнь ничем не отличается от остальных людей, но жизнь дев укрыта в Боге и принадлежит только Ему.
Девство, посвященное Богу, — не бегство от мира. Наоборот. На этот путь вступают, чтобы быть ближе к людям, чтобы лучше понимать человеческие проблемы, прежде всего, чтобы было чем жертвовать. Девы предаются покаянию и делам милосердия, апостольству и усердной молитве. Церковь рекомендует девам ежедневно совершать Литургию Часов, по крайней мере, утреню и вечерню.

Это трудная жизнь. Мы живем в мире, где смеются не над проститутками, а над девственницами. Для большинства людей они – просто чудачки. Многие не поверят, то можно так жить. Покачают головами и скажут: «Это невозможно!». Их не убеждает и мнение ученых, утверждающих, что это – возможный стиль жизни.

Сексологи говорят, что есть люди с асексуальной ориентацией – у них просто нет сексуальных потребностей, но бывают и люди с сильной духовной мотивацией, которая дает им силы для этого самоотречения. Во многих ситуациях они не смогут вписаться. Когда коллеги с работы поедут на корпоративную вечеринку в экзотических костюмах, они почувствуют себя не в своей тарелке. Им не захочется объяснять почтенным джентльменам, что они – не лесбиянки и не страдают от подростковых травм.

Это все – часть их креста, но иначе нельзя следовать за Христом. Если дева выбрала свой путь под действием Святого Духа, Он Сам пошлет ее туда, где она станет для других людей ценным даром. Может случиться, она расскажет о своем выборе коллеге по работе, которая разошлась с мужем и не хотела бы испортить остаток жизни, поэтому ждет приглашения развлечься. Может, поделится с учениками, испытывающими стресс из-за отсутствия сексуального опыта, расскажет им о своем необычном пути, откроет красоту невинности.

Может, именно в общении с такими женщинами кто-то испытает тоску по чистоте, а иной откроет, что безбрачие ради Царства Небесного – не поповские байки, которым веры нет. Может быть, не один человек, в безумии наших дней низложивший Бога, поставивший Его в своей иерархии ценностей ниже здоровья, успеха, образования и имущества, серьезно спросит себя – какое место в моей жизни занимает Бог?

Ученик Иисуса должен пройти путь, по которому шел Учитель. Старец Симеон сказал Марии, что Ее Сын станет предметом пререканий. В секуляризованном мире, пропитанном эротикой, малое стадо, которое все же привлекает жизнь по заповедям блаженств, — тоже знак и предмет пререканий. Девство, посвященное Богу, — один из наиболее ясных знаков.

Девы напоминают о жизни будущего века, которую мы ожидаем, о которой тоскуем, в той жизни мы не будем жениться или выходить замуж, человек будет, как ангелы, — чистым, полностью принадлежащим Богу. Решение дев показывает, что исповедание Павла: « все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» — не свидетельство силы веры первой христианской общины, но убеждение, которое и ныне разделяют многие мужчины и женщины.

Перевод Ольги Тимофеевой

Bookmark and Share

Comments are closed.