Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 21 февраля 2010 — 1 воскресенье Великого Поста

Февраль 26, 2010

Евр 11,24-26; 32-12,2; Ин 1, 43-51

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви’! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Скажу пару слов о сегодняшних литургических чтениях.

Апостольское чтение из послания к Евреям. Авторы использовали богословие, полнее всего отраженное в Второй книге Маккавейской – эта книга вся пронизана открытием того, что есть посмертное воздаяние, и ради жизни вечной можно терпеть любые неприятности в жизни земной. В иудейскую религиозность это открытие пришло сравнительно недавно, по сути, в результате вавилонского пленения. Плен — историческая трагедия израильского народа. А одновременно иудеи не просто восприняли эсхатологические воззрения более древних цивилизаций, но и сумели их переработать, интегрировать с Откровением. Вторая книга Маккавейская наполнена героическими историями: греки-завоеватели зверски мучат иудейских героев (жарят, расчленяют – просто ужас), а эти последние спокойно переносят мучения ради вечного блаженства. В апостольском чтении эти жуткие описания соседствуют с дивными подвигами.

Но текст еще дает интерпретацию образа Моисея: Иисус еще не воплотился, но Он уже в мире присутствует, и под Его влиянием Моисей и делает выбор своей жизни. Он – не благополучный член семьи фараона, а диссидент, основатель, по сути, Народа Божьего. Это очень глубокая идея. Осмелюсь заметить (хотя и рискую сгореть на костре): в истории спасения Воплощение Слова – процесс постепенный. Сначала мы видим несовершенные человеческие прообразы: патриархи, Моисей, пророки, другие герои Ветхого Завета. Мы видим, что в определенных ситуациях эти люди поступают так, как поступил бы Иисус, а в других – нет. Они творят чудеса, направленные на освобождение Народа Божьего, его очищение от языческих мерзостей, — Иисус в этом положении сделал бы то же самое. Идея прообраза оказала очень большое влияние на ранних Отцов Церкви, на средневековый экзегезис. Да и нам досталось.

Далее мы слышали отрывок из евангелия от Иоанна. Исповедание Нафанаила – дело серьезное. Иоанн передает все ключевые высказывания Иисуса, начиная их со слова «Аминь»: утверждение личного авторитета Иисуса. В синагогах читали Писание, потом раввин комментировал: «Бог говорит так», заканчивая высказывание «Аминь» — я честно и компетентно передал общине Откровение. Народ отвечал «Аминь», подтверждая: мы тоже люди честные и порядочные, и он передал смысл слов Бога. А Иисус Сам говорит двукратное «Аминь», а потом следует что-то очень важное. Сегодня так: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это аллюзия на лестницу Иакова и откровение, данное патриарху Иакову: есть связь между миром видимым и миром невидимым, есть эта лестница. Иисус просто говорит: эта лестница – Я.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.