Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 7 февраля 2010 — Неделя о Страшном суде

Февраль 26, 2010

1 Кор 8,8-9,2, Мф 25, 31-46

Иисус сказал: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Сегодняшние тексты предельно ясны. Обозначим только некоторые акценты.

Герои сегодняшнего евангельского фрагмента — люди, которых теперь принято называть “лузерами” (от to loose – терять) – они не сумели в жизни добиться успеха в отличие от тех, кто упорным трудом и определенным интересом к тому, что где плохо лежит, сколотили капитал и твердо стоят на ногах. А лузеры – все остальные, серая масса. И во времена Иисуса была эта серая масса. Он в притче говорит даже о тех, кто еще ниже, — им общество подачек не дает: голодные, раздетые, больные, у которых нет возможности лечиться, несправедливо заключенные. Иисус от имени Царя говорит: они все – младшие братья Царя. У них то же достоинство и происхождение, что и у Царя. Тот, кто им не поможет, — козёл. Образ козла в Писании (да и в детских сказках тоже) – символ упрямства. У пророков читаем, как Бог устами Своего вестника обличает израильский народ – упорный, жестоковыйный. Такой типичный упрямый козёл.

Речь идет не о простой благотворительности. Мой опыт общения с благотворителями (католическими и всякими прочими) показывает: они часто, не желая оказать человеку помощь, в которой он нуждается, но помочь так, как они этого хотят, поступают как настоящие козлы из этой притчи. Я с этим сталкивался, работая в «Каритас»: есть одинокая бабушка, у окошка жизнь свою проводит. Приходской «Каритас» составлял список бабушек, бабушкам пакет продуктов давали – дело нужное, но совершенно не обращали внимания на проблему пожилого человека. ведь материальный недостаток – лишь часть проблемы, за ним стоит одиночество, непонимание, которое бабушка могла всю жизнь переживать, да и не только это. Когда вступаешь в заинтересованный разговор с таким человеком, часто оказывается: он (она) вываливает на собеседника столько всякой дряни, что непонятно – как быть. Проще всего поддакивать, или прекращать разговор, дистанцироваться. Чаще всего это и происходит. А в какой-то момент человек, от чистого сердца желающий помочь, вдруг видит угрозу: этот мой «благополучатель», Божий одуванчик, сейчас меня съест, сил у меня нет, чтобы его понимать, объяснить какие-то очень простые вещи о Божьей любви, о вере. Это критический момент в любой помощи: момент столкновения с силой греха. Собственно говоря, единственный возможный путь – признание безнадежности, капитуляция, и призывание Бога. Причем мы Бога не просим избавить нас от страданий, вызванных оказанием помощи людям, а наоборот, просить Его использовать мои страдания как искупительные. Для христианина все это вещи элементарные и затасканные, но на практике именно это труднее всего: принимать страдания с радостью, ведь через них действует Бог.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.