Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 февраля 2010 — 2 воскресенье Великого Поста

Март 1, 2010

«И в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о подобном спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.» Евр 1,10-2,3

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.» Мк 2,1-12

Мы слышали апостольское чтение из Послания к Евреям. Отрывок трудный и малопонятный. Первые две его главы посвящены вопросу о том, каково место Иисуса в небесной иерархии. Иудеи знают, что есть Бог, есть ангелы. А Иисус – кто? Ангел? Бог? Человек? Авторы послания начинают с цитат из псалмов: напоминание о творении, потом мессианский 109 псалом. В Евангелии Иисус ссылается на него, говоря о тайне Своей личности.

Важно, что автор обращается к иудейскому пониманию того, что такое ангел. Соседние с Израилем народы имели развитую ангелологию. А для иудея ангел – инструментальное существо, он несет весть от Бога. Бог непосредственно с человеком общаться не может – нужны ангелы.

Последний аргумент «через ангелов возвещенное слово было твердо» — так как же можно не делать того, что сказал Христос. Он ведь настолько выше ангелов.

Существенно, что второе чудо в Капернауме, речь о котором идет в Евангелии, происходит на глазах многих людей, за его свидетелями стоит религиозная традиция Израиля, благодаря которой они могут понять: что тут вообще-то происходит. Чудо Иисуса ложится на их народное, «генетическое» знание о Боге.

Сегодняшняя литургия Слова развивает темы прошлого воскресенья («Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» — Ин 1, 43-51). Лестница Иакова. И действительно, идут наши постные литургии. Для нас в истории открывается, как ангелы работают на службе Иисуса. Но это теоретически как-то звучит. А в церковном представлении все теперь происходит через церковный организм, так сказать, через Христа, распределенного по церковным структурам. Церковь выступает как огромная система. Человек попадает в нее, касается разных частей Церкви – встречает Иисуса в разных аспектах. Пришел человек, учат его вере, попал в общину: там один может его понять, другой может утешить, третий – помочь материально, четвертый – покаяться, от грехов освободиться. Не один человек, священник, или епископ, это делает.

Епископ просто для этого механизма является наладчиком, смазчиком – кем-то, выполняющим служебные задачи. Представления о власти епископа, благодарение Богу, в католической Церкви в последние десятилетия меняются. Он не столько властный управляющий, Христос- начальник. Епископ скорее являет Христа-служителя, Его функции исполняет. Это тяжело перенести на евангельские картинки. Евангелисты описывали Иисуса в парадигме Исхода. Народ идет из Египта в Землю Обетованную. Нет ничего лишнего. Иисус и ученики Его – толпа бродяг. У них нет обязательств перед государством или еще чего в таком роде. А нынешняя Церковь – оседлую форму жизни нам являет. Послушание епископу в Церкви (и никуда от этого не денешься) основано не только на том, что у епископа есть Слово Жизни. У него еще есть возможность открыть или перекрыть финансовые каналы. Любые церковные проекты упираются сегодня в необходимость получить благословение епископа – иначе денег не дадут. А раньше у епископа была и судебная власть, и власть применения уголовных наказаний вплоть до смертной казни.

Нужно ли Церкви освобождаться от лишнего груза и превращаться в толпу евангельских бродяг, как пытались сделать это в Средние века монахи, бегущие от «епископов и женщин»? или всё же можно оставаться Церковью Христовой, распоряжаясь имуществом и завися от него? Хочется с энтузиазмом сказать: «Конечно, такую Церковь и создал Христос». Но часто, по крайней мере сейчас, я ощущаю давление несвободы. Хотелось бы найти универсальный способ обретения равновесия. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.