Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 27 марта 2010 — ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ВОСПОМИНАНИЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Апрель 15, 2010

(Латинский обряд)

Ис 50, 4-7; Пс 22; Флп 2, 6-11; Лк 22, 14 — 23, 56

Чтения тут

Сейчас вообще ничего не хочется говорить, погрузиться в атмосферу чистой печали. Думаю, под чтение этой истории об Иисусе каждый из нас подставлял себе какие-то ассоциации, связанные с кончиной, с мучением человека, со справедливостью. И не хотелось бы, чтобы увлек меня этот поток эмоциональной скорби, чтобы празднование не превратилось в естественный, очевидный эмоциональный цикл — в Пост грустим, неделю погрустили, последние дни заставляли себя грустить особенно сильно, поэтому и радость будет очень интенсивной.

Может, это профессиональная, священническая штучка — Христа, Имя Божье ежедневно поминаешь чаще, чем семечки грызешь. Нарастает протест против этого давления. Думаю я — сколько уже людей погибли в мучениях, смерть нечего особенно расписывать, она для всех одинакова, и нам тоже ее не избежать. Мусолим мы мучения Иисуса — нет в этом ничего хорошего. И даже пришло в голову мне (скорее, это следствие) — если мы знакомы с Иисусом, есть у нас с Ним личные отношения, болтать об этом знакомстве на каждом шагу и сентиментальным переживаниям по этому поводу предаваться, козырять знакомством этим — безвкусица полная. У меня на самом деле о смерти собаки в прошлом году душа куда больше болит…

Вопрос мой — что мне, такому, какой я есть, Бог через эти строки говорит — о нашей жизни, о смерти, о дальнейшей судьбе, чего бы мы еще не передумали, не пережили, не перестрадали? Что сейчас? У меня на мистическом уровне нет никаких сейчас откровений. Единственное — история Иисуса на кресте сливается с опытом наблюдения над Церковью, которую я в Сибири видел в последней поездке. Это и католическая церковь латинского и византийского обряда, и с представителями православной Церкви пришлось общаться. Видимое существование этой открывшейся мне церковной панорамы достаточно неприглядно. Верующих немного, много суеверий, религиозных предрассудков. Активность верующих, то, что они считают возможным для церкви делать, ничтожно по сравнению с тем, чего священнослужители ожидают от мирян. И тем не менее, есть совершенно ясный опыт — это нужно. Нужна эта церковь. Невидимая реальность, мир, в который Иисус ушел и встречался потом, наверное, с другими великими душами, играющими важную роль в спасении людей (но о них мы ничего не знаем, знаем об Иисусе), — может, они и мыслили в совершенно иных религиозных категориях? Мы воспитаны в иудео-христианской парадигме, не знаем, как иначе. А Иисус в славе Божьей встречается. Невидимая реальность нам неизвестна. Мы повторяем «Иисус», «спас», «Церковь», такой самогипноз и коллективный гипноз— и успокаиваемся. Знаем, что все будет в порядке — а на самом деле мы ничего не знаем. И рядом с этой неизвестностью бедная реальность Церкви неизвестно как держится, в головах у людей неизвестно что, но реальность эта людей направляет, выводит — помимо рассудка, даже помимо воли. Такой вот контраст видимости бедной церкви и того, что она есть, меня убеждает в правдивости. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.