Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 21 августа 2010 (Латинский обряд)

Сентябрь 25, 2010

Чтения субботы XX рядовой недели год C

Первый момент, на который обратил бы внимание: мы слышали сейчас пророчество о восстановлении Храма. Эти многочисленные пророчества, которыми жил тогдашний иудаизм, не сбылись. Не исполнились.

Христианство им дало другую интерпретацию. Храм, сущность иерусалимского Храма была перенесена на Тело Иисуса, Его Личность. Это некий теоретический выход из положения. Но обращу внимание, что главное христианское пророчество – о Втором Пришествии – не исполняется до сих пор.

Сейчас мы живем в мире, где хорошо разработаны (по сравнению с теми временами) уважение к человеку, уважение к его свободе, личности, телу, это поддерживается соответствующими технологиями. Технологии действительно позволяют человеку жить как уважаемой личности. В странах «первого мира» это в значительной степени осуществляется. А одновременно мы видим, что те же самые технологии могут быть в принципе направлены и во вред человеку, на манипуляции, и бывает очень трудно проследить тогда момент перетекания благой цели в злую при использовании одних и тех же достижений культуры и материальной цивилизации. Примеры приводить, наверно, не надо, все понимают, о чем речь.

Идеал демократии и прав человека кажется таким привлекательным, просто лекарством от всех болезней человечества. Но оказывается, что сама по себе демократия не способна сделать раба свободным человеком. Демократии рабов вполне возможно наблюдать. Люди продолжают жить в рабстве у ценностей власти, денег, физического здоровья, сексуального удовлетворения, молодости – это все можно назвать ценностями, но как духовные сущности – это бесы. С максимализмом, проистекающим из жизни в жаре и дыму, хочется Второго Пришествия, чтобы скорее было. И не хочется видеть эти маленькие крохи божеских ценностей, которые в людях зарождаются и произрастают с затратой очень больших усилий, в тяжелой борьбе. Эти крупицы – они и маленькие, и большие. Когда смотришь на то, какие победы Добру удается одержать в этом мире – они очень маленькие.

Сейчас пожары у нас под Москвой ближе всего. Потушили их – с какими мотивами это делали? Со смешанными, конечно же. Были чиновники, чей главный мотив всей жизни – удержаться на своем месте. А для этого сейчас нужно было всячески содействовать погашению скандалов из-за пожаров. Их и гасили. Были люди, просто купившие лопат и всякой техники, они садились в машину, ехали на пожар, помогали тушить. У них тоже разные мотивы. У кого-то честолюбие, кто-то стремится реализоваться, поучаствовать в подвиге. Некоторые с ощущением: если кому-то плохо, не могу сидеть, когда мне хорошо. И так далее. Мотив Божественной любви и действие Духа во всем этом вычленить очень трудно. Но можно. И когда вычленяешь, становится видно: закваска маленькая, но очень дорогая, сопротивляется огромным силам, стремящимся ее задавить – и в этом отношении она оказывается большой.

Для меня лично в болезни весь этот период быть способным благодарить, вычленять зерна действия Духа было трудно, чаще всего просто не получалось.

Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.