Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 5 июня 2010 ? Пресвятые Тело и Кровь Христа

Сентябрь 25, 2010

Чтения Торжества Пресвятых Тела и Крови Христа

Евхаристия – стоит еще и еще раз рассматривать ее сущность и ее внешность, ее границы.

Сущность Евхаристии – это встреча с Богом группы людей. Выделение Царства из рутины бытия. Встреча происходит через их мысленное усилие полностью отдать себя в руки Бога, причем, не поодиночке, но совместно. Воспользоваться для этого личностью Христа. Для этого люди концентрируются на самом главном, что им видится в личности Христа. То как Он отдал Себя – образец.

Литургическое благочестие, связанное с Евхаристией, сложилось в средние века, когда характер христианства был в значительной мере потребительским. Реликвии для повседневной защиты от болезней обмана и внезапной смерти, эффективность этих предметов обеспечивалась принадлежностью к святым покровителям.
В этот ряд стала и Евхаристия.

Приходится все время возвращаться к последнему ужину Иисуса с учениками. Идет трапеза-воспоминание и прославление Бога за Его дела в истории Спасения. Каждый элемент что-то означает: горькие травы – горечь жизни в рабстве.
Иисус выбирает момент, чтобы показать свое место в истории Спасения, при преломлении хлеба и разделении последней чаши – венца спасения.

Главный вопрос: как и насколько Он был вовлечен в происходящее? Его природа не умела вовлекаться частично, «да и в то же время нет» как у грешного человека. Поэтому и чудеса получались. Поэтому и принятие благословленных хлеба и вина укрепили учеников в последовавших гонениях. Это – видимое чудо.

Они стали родом Бога – Его Телом и Кровью. Родом, с обычаем кровной мести. Обидчик только всегда один – Обманщик.

Вопрос:
Насколько нужен для этого тот ритуал, который Церковь использует как таинство Евхаристии?

Слова «Совершайте это в память обо Мне» – что именно «это»? Ритуал, моделирующий ту трапезу? Или внутреннее единство, направленность на то, о чем было сказано выше?

Любое совместное дело, совершаемое в интенции Евхаристии и согласующееся с этой интенцией, таинством Евхаристии и является. «Дело», разумеется, в широком смысле, включая и отдых и отсутствие чисто внешней активности собравшейся группы. Важно, чтобы в этом деле, прежде всего, было заметно прославление Бога и единение общины, а затем уже техническое действие.

Когда апостолы ловят рыбу во славу Божию – это на самом деле тоже Евхаристия. Не нужно только быть трудоголиком.

Наша задача как общины – просто превратить свои жизни в одну непрерывную литургию Евхаристии.

Кстати о собрании. Информационные технологии предоставляют возможности общения без физического присутствия. Обмен смс-ками – тоже может быть евхаристическим.

Еще пример из жизни: в восточной Церкви епископ, принимающий высшую степень монашества – великую схиму, больше не совершает литургию. Считается, что ни ему, ни Богу, ни людям этот ритуал уже не нужен. Его молитва, не сопровождаемая внешними атрибутами, считается более угодной Богу.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.