Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 9 октября (Византийский обряд)

Октябрь 15, 2010

Чтения Недели 20-й по Пятидесятнице

Я вот представил сейчас: отплыли, забросили сети, поймали множество рыбы и лодки потонули. Вот бы знак был.

Рыба и народ, теснящийся к Иисусу, перекликаются. Теснятся, чтобы «слышать Слово Божие» — но и просто, чтобы быть ближе друг к другу и к Иисусу. Есть такая человеческая потребность – быть механически ближе друг к другу. Потребность эта на разных уровнях проявляется, по-разному объясняется. Вроде как: стакан чая остывает за 10 минут, а кастрюля горячей воды остывает 40 минут. Вместе людям легче, затрат энергетических меньше. Те, кому доводилось ночевать в палатке, знают, что под утро, когда холодает, все очень плотно прижимаются друг к другу: так теплее. Принцип минимума энергетических затрат, повторю, осуществляется на многих уровнях в биологических организмах, в том числе, в человеке.

Если кому-то приходилось вместе долго быть физически или механически (говорю сейчас не о сексуальных механизмах, а просто о долгом тесном общежитии), эти люди ощущают, что возникла такая близость, которая потом еще остается после расставания какое-то время, утрата близости тяжело переживается. Некоторые это описывают, как соединение астральных тел.
В семье это очень сильно проявляется. Человек – существо цельное, у него разные уровни: биологический, психологический, духовный – призваны друг друга поддерживать и усиливать, как в семейной жизни бывает.

Проблемы, возникающие в общежитии, прежде всего, духовные проблемы, вносят мучительный диссонанс: я чувствую, что мне с тобой не просто приятно, а есть жизненная потребность с тобой быть. Но если одновременно я чувствую, что это заставляет меня идти на ложь, и этой лжи все больше, и она начинает разрушать меня, то, как бы ни было мучительно, приходится разрушать связь более низкого уровня. Собственно, многократные описания христианского креста, необходимости жертвенности и самоотречения на этом построены: есть вещи, очень ценные для нас, но приходится от них отказываться. В семейной, супружеской жизни бывает, что конфигурации телесной близости или, наоборот, дисгармонии тел и психик, а с другой стороны, единства духовного и кардинального несовпадения духовного могут быть самыми разными.

У этих семейных кризисов, внешнее выражение которых называют «прелюбодеяние», причины самые разные. Есть «прелюбодеяние» и «прелюбодеяние». В это действие оказываются вовлеченными много людей: непосредственные участники незаконных отношений оказываются главными жертвами. В силу сказанного ранее сексуальные отношения между ними волей-неволей устанавливают связь биологического и психического порядка, даже если на духовном уровне обе стороны противятся этому. На нашем техническом языке мы этот случай назовем «компульсивным сексуальным срывом с обеих сторон». Обе стороны по здравом размышлении не хотели бы, чтобы это было, но волею судьбы они оказались так истощены, измотаны, так, может быть, запутались во вранье, что не были в состоянии противостоять этому компульсивному сексуальному порыву. Тогда благодаря разуму и честности эти две стороны (непосредственные участники) могут с достоинством выйти из ситуации, и, как парадоксально это бывает в срывах, не только ничего не потерять, но и приобрести духовный и психологический опыт, необходимый, чтобы больше не попадаться, не доводить себя до состояния, когда такие компульсии возможны.

Но выходить из такого состояния всегда трудно, это значительное потрясение, тем более что обоюдная компульсия – счастливое сочетание, чаще бывают ситуации, когда для одной стороны это – компульсия, а для другой – исполнение тайной мечты, от которой не хочется отказываться. Страдают также и окружающие непосредственных участников семьи или общины.

Уменьшается ли любовь между супругами в результате такого компульсивного события? На какое-то время уменьшается. Но повторю, что, как и в случае срыва, потом это идет на пользу супружеской любви, она укрепляется. Не все испытания, пережитые вместе, укрепляют отношения, как вы прекрасно знаете. Это относится лишь к тем, в основе которых лежит духовная близость – сознательное желание сохранять и углублять отношения любви с этим человеком. Все прочее – предыдущий опыт, воспоминания о приятно проведенном времени, опыт рождения детей, присутствия при рождении детей, пусть и важные вещи, но в конечном счете только духовная составляющая определяет: верю ли я, что Бог меня соединил с этим человеком? А раз соединил, то навсегда, пока мы живы.

Все это относится не только к супружеству, но и к любой дружбе, общинной жизни, монашеской жизни в общине. В конечном счете, всегда выбор: с этими людьми мне приятно общаться, мне просто легче жить, когда я не один, а в общении с ними, мне веселее, они меня поддерживают, помогают… Но вопрос упрется в это вот: я всецело полагаюсь в моей жизни на этих людей или я полагаюсь на Бога, который в это время дал мне этих людей, их дары, лучшие качества мне как подарок? Этот подарок Бог в любое время в целях, мне непонятных, может отнять. И что тогда? Буду цепляться всеми силами или поцепляюсь немного, а потом приму необходимость расставания, если мой разум мне скажет, что так нужно, действительно Бог хочет, чтобы мы расстались, и дальше отдавали свое сердце и принимали в свое сердце других.

Повторю, что это истины универсальные, применимые к супружеским отношениям, к дружеским отношениям и общинным.

Отцы Церкви, те, кто, собственно, разрабатывал основы христианской нравственности, прекрасно понимали: такое самоотвержение до ненависти к делу ни к чему хорошему не приводит. Ненависть к телу – это ненависть к реальности, к биологическим и психическим законам, к природе человека. Но проблема в том, что это легче, чем ненавидеть грех, лживые искажения потребностей природы человека. Для этого нужна настоящая зрелость и настоящее слушание Духа.

Иисус говорит в Евангелии об отсечении руки или глаза, если это вводит меня в обман, — это истина. Может, это самый жестокий принцип, который вынуждены применять в сообществах анонимных алкоголиков и наркоманов, его приходится применять, когда мы сталкиваемся с развитой (со) зависимостью. Как бы человек не был мне близок на телесном и эмоциональном уровне, если я чувствую, что погружаюсь во вранье и в безумие от этого вранья, я должен пренебречь этими эмоциональными связями и контактами (призванными давать жизнь и помогать мне жить), я должен стараться изолироваться от них. Но повторю, что тут нет ненависти к человеческой природе. Должно быть сознание: я иду на болезненное, противное моей человеческой природе, следовательно, ослабляющее меня и другого человека действие, необходимое, в конечном итоге, чтобы выжить по большому счету.

Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.