Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 11 декабря 2010 (византийский обряд)

Январь 26, 2011

Апостол Андрей Первозванный, главный покровитель России
Чтения здесь
.

Мыслей особых нет, конечно. Вот этот фрагмент, говорящий о том, как начинают завязываться взаимоотношения учеников с Иисусом. Он большой здесь, конечно, такой схематический, но что-то из самосознания первой Церкви можно получить и нам.

Не помню, докуда дошел апостол Андрей по местному преданию, до Киева, Смоленска или Малаховки, трудно сказать. Может быть, в какую-то другую сторону двигался на самом деле. Знаем только, что миссия его, как и большей части апостолов, состоялась благодаря первым гонениям на христиан, — в результате апостолы как самые опасные люди разбежались из Палестины и началась миссия Церкви таким образом. Но далеко они не убежали: ежели однажды за Иисусом пошел, то кончишь тем же, чем кончил Иисус на земле.

Проповедь такая бескомпромиссная, правда о Боге неминуемо заканчивается тем, что мир проповедника убивает физически. Либо в виде казни, либо доводит его до болезни, и так далее. По-всякому. Проще всего оказывается в мире процветать, и Библия, может быть, наиболее показательно нам об этом свидетельствует. Значит в этом прочитанном нами фрагменте, мне показалось, что самый сильной оказывается фигура Иоанна Крестителя, — он здесь практически не появляется, но он тот, вокруг которого собрались эти люди, готовые стать учениками Иисуса. Да и сам Иисус в конце концов собрался там. Пришел туда же. Вот это такое отчаяние от того, что Бога никак не удается найти в официальных церковных структурах тогдашних.

Иоанн Креститель как бы воскрешает в Израиле пророческую традицию, традицию больших пророков. Он появляется после большого исторического перерыва, когда пророчество практически перестало как явление в Палестине существовать. И появляется он как альтернатива религиозному официозу. Как человек, который не пойдет ни на какие духовные и религиозные компромиссы – прежде всего, с оккупационными властями, какими бы добрыми и хорошими они ни были, потому что вопрос не в этом. Вопрос в том, кому поклоняться, какой Высшей Силе. Высшей Силе, которая дает кредиты, машину, заботы соответствующие, как бы такой создает видимый конфликт с подругой, как тут сказали, или же Высшей Силе, которая больше всего жаждет спасения и правды для этого мира. Не для себя, для этого мира.

Итак, по одну сторону баррикад оказываются религиозные вожди Израиля и народ, привлеченный этими вождями, и по другую сторону бедный человек, бедняк, Иоанн Креститель и ученики его, для которых главным словом сегодняшнего дня оказывается «покаяние», если еще нет. Покаяние. Вот это дух, который апостолы получили изначально. И этот дух Иисус развил. Развил, доведя его до силы Святого Духа, который сошел на апостолов в Пятидесятницу. Этот Дух апостолы понесли в те места, где они проповедовали. В том числе и в Малаховку, и куда-то там еще. Что от этого духа осталось, различить трудно, потому что мы видим и в себе и вокруг себя такие компромиссы, в которых непонятно, кроме нашего бла-бла-бла литургического и по молитвеннику, что там действительно от Иоанна Крестителя, от Иисуса, Андрея апостола. Очень легко быть на работе жадным и злым, а в свободное время и в церкви добрым, хорошим, набожным. Но так не получится ничего. Бог – Он, как пророки говорили, любит до ревности. Если человек подписался двигаться к Богу и остановился на полпути, это значит, что он уже в руках у противоположной стороны. Останавливаться нельзя. На примере нашей семьи Лазаря это прекрасно видно. Мы можем себя с гордостью называть католиками, истинно верующими, противопоставлять себя Московской Патриархии или каким-то еще неистинным верующим, но это все фуфло, если Духа нет, которым мы живем. А Дух – это не бирка. Это изживание дьявола прежде всего из себя. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.