Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 23 января 2011 — Крещение Господне (византийский обряд)

Январь 26, 2011

Чтения здесь.

Праздник Крещения мы отмечаем не в прошлую среду, как положено было, а сегодня. Этим мы действуем по заповеди «суббота для человека, а не человек для субботы». После литургии будет процедура освящения воды, — вообще-то она, как вы знаете, проводится отдельно: проводится отдельный обряд освящения воды на реке Иордан или на каком-нибудь водоеме, имитирующем эту реку. Но я к тому, что после литургии мы все устанем, и поэтому множество чтений, псалмов и так далее мы постараемся опустить, для того, чтобы не устать еще больше. Покороче сделаем. Потому что Богу, конечно, важно, сколько времени ему молятся, но чтобы люди от этого не переутомлялись, потому что тогда молитва превращается в свою противоположность. Возможно, русскому человеку нужно молиться долго-долго по его темпераменту, потому что он как бы разгоняется.

По поводу праздника этого – особо мне сказать нечего, кроме того, что в ранней Церкви не было никакого празднования Рождества, это появилось только через несколько веков, это было празднование Крещения Господня. И смысл в этом, я думаю, большой был, потому что он знаменовал для празднующих начало собственной новой жизни полученной в крещении. Это событие историческое – Крещение Иисуса в Иордане, о нем понятно только, что было оно. Оно во всех синоптических Евангелиях упоминается, но оно так разбавлено вставками из Ветхого Завета, они призваны как бы прояснить теологический смысл этого события и связь его с пророчествами Ветхого Завета.

Вот эта вот фраза: «Се есть Сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», она скомпонована из пророчеств Исайи, и это важно, потому что она сразу показывает читателям Евангелия, что за человек этот Иисус, с которым нам сейчас приходится иметь дело. Нам приходится иметь дело с Его духом, общаемся с Его духом. И вот обнаруживаем, как нам подсказывает Писание все время, что это общение с духом Христа отличается от обычного общения с духами умерших и с духами каких-то других сил, с которыми приходится нам входить в общение. Правда, когда мы на этом сильно фиксируемся, нас в сумасшедший дом отправляют, но все равно эти явления есть. Мы как люди так устроены, что можем входить в общение с духом. Но с духом Иисуса, когда мы входим в общение — Евангелия настойчиво нас учат тому, что мы вошли в общение с духом Бога. И это, может быть, самая большая особенность, которая отличает христианство от других религий, где все проще. Еще обращаю внимание на то, что Иоанн Креститель он вроде бы конкурент Иисуса. Мы знаем, что общины последователей Иоанна Крестителя существовали долгое время, и до сих пор существуют еще. Но они вроде не были конкурентами христианской Церкви.

Евангелия показывают Иоанна Крестителя очень позитивно, как человека, у которого двойное пророчество, у которого было два пророчества. Одно пророчество – о необходимости тотального покаяния, которое выражалось в ритуальном омовении, и второе пророчество – об исключительности одного человека из толпы, которая крестилась у Иоанна Крестителя – вот этого Иисуса из Назарета. Богословски потом осмысливалось это Крещение Иисуса, что Он освятил воды Иордана, и таким образом дал новые возможности веществу H2O передавать благодать крещения.

Я про это не понимаю ничего, я не богослов. Я понимаю только, что после Крещения евангелисты пишут о том, как изменился сам Иисус. Собственно, Его проповедь Царства Небесного началась после того, как он сам пережил это крещение Иоанново. Это мне понятно. Другая вещь, которая мне понятна, это то, что в процессе моих личных изменений крещение было необходимым элементом. Здесь какая есть трудность? – как тут написано, Иисус крестится и получает дар Святого Духа, который меняет Его. А у нас этот опыт получения Святого Духа и нашего личного изменения не обязательно по времени совпадает с моментом крещения. Кстати, в Деяниях Апостолов есть примеры того, как это получается, не помню уже, кто-то там принимает Святого Духа после проповеди, и потом уже ему предлагают креститься – то есть, всё наоборот. У тех, кого крестили в детстве в безмолвном состоянии, бывает наоборот обычно. То есть наступает какой-то момент в жизни, когда человек ощущает, что без Иисуса Сына Божия, без контакта с Духом Его, жизнь не получается. Хорошо, когда есть опыт обретения этого Духа, как просветления некоего. Потому что это бывает важным в дальнейшем, потому что всегда тянет забывать все хорошее.

Вот эта вода, которую мы освятим, какие должны быть правила эксплуатации, как сделать, чтобы она работала? Просто нужно понимать, что окропление этой водой сопровождает Слово – Слово Божие, слово молитвы нашей. Слово, выражающее нашу верность. Просто так она не действует. Обратим внимание на то, что когда Иисус входит в эту воду, Он духовно очень активен. Мы видим, что его природа ожидает нового дара духа, который необходим для проповеди и служения дальнейшего. Спасения мира. Точно также и с водой, которую мы используем. Конечно, мы брызгаем ее, кропим ей. Кропим и каких-нибудь там умирающих бессмысленных людей, и собак, и кошек. Но важно, чтобы в нас притом было стремление, чтобы Бог через эту воду дополнил бы над человеком то, что мы стремимся сами делать, и делаем, но сил наших, ресурсов наших не хватает. Тогда Бог это принимает.

Bookmark and Share

Comments are closed.