Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 4 декабря 2010

Январь 26, 2011

Латинский обряд. Чтения здесь.

Иисус проповедует весть о том, что пришло Царство Небесное – можно не бояться и жить, как в Царстве Божьем, кому-то эта проповедь не нравится, и он уходит, кому-то нравится. Некоторые из этих людей так отягощены своими болезнями и немощами, что хочется всей душой воспринять весть о Царстве, но сил нет – все уходит в болезнь. И бесноватые – они ощущают, что в них некая сила активно противится Евангелию царства. Пока человек не освободится от этой силы – он вроде бы принимает проповедь, а жить по ней не в состоянии. Насядет бес – он и творит, что бес с ним делает.

У Иисуса есть ученики. Он их с молитвой посылает. Что говорит? Идите к погибшим овцам – это аллюзия на вечную тему великих пророков: пока иудеи живут поодиночке в рассеянии, они не народ – они трупы. Подразумевается, что иудеи, современники Иисуса, к которым обращена проповедь, только считают сами себя народом, а на деле в сердцах они так развращены, что жизни Царства Небесного не получается. Они мертвые.

Что говорит Иисус? Он не говорит им «Давайте, любите, применяйте любовь!» — это чересчур общо. Иисус говорит, что конкретно с кем нужно делать – больных исцелять, бесов гнать, прокаженных очищать и проповедовать приближение Царства. Это тем более конкретная вещь, что они видели, как Иисус это делает. Технологию знаете? Вот вам еще Моя способность это делать – идите, применяйте.

Что у нас? Мы формулируем в терминах поврежденности природы человека грехом, греховности, которая провоцирует человека в случае зависимости на отделение о мира через объект зависимости (алкоголь, игра), чтобы не нужно было встречаться с ужасами мира. В результате они не встречаются и с красотой мира – и так и погибают. Это называют страстью, бесовством, болезнью. На деле мы говорили, что там есть аспекты одного, другого и третьего.

При созависимости в основе там – некая больная потребность в унижении себя или другого человека. Сейчас ты, М., идешь на поводу у потребности унижения себя – ты плохая мать. На прошлой группе затрагивали проблему достоинства человека. У больного человека искажено представление о достоинстве, но достоинство у него такое же, как у любого другого. Церковь со времен Иисуса всегда искала способы – как передать греховному человеку любовь Божью, так его исцелить и сделать открытым к общению Царства, оживить таким образом.

В разные эпохи разная терминология, но процесс всегда один. Поэтому когда-то его надо наказывать, применять к нему средства дисциплины, когда-то поощрять, когда-то закрывать свои эмоции или наоборот открывать душу – когда это на благо пойдет. Все это – тактические приемы, конкретные способы передачи любви. И это все – не унижение достоинства. И наказание, и поощрение, если есть стремление к любви, будет работать на утверждение достоинства человека. Временами его самооценка повышается или понижается, он в эйфорию впадает – все это вторичные вещи. Они проходят. Важно, чтобы был завет между этим человеком, которому возвещается весть о Царстве, и теми, кто это делает. Завет основан на том, что обе стороны понимают свое несовершенство, но делают дело, угодное Богу, дело оживления и исцеления, и знают, что это важнее всех вторичных вещей. Тогда эти люди друг друга терпят. Если понимания нет – все бесполезно. Если я не вижу, что через вас на меня действует Бог, не видел этого вчера и не увижу послезавтра, или же такой Бог, действующий через вас, меня не устраивает – тогда такого человека действительно незачем держать и совершать насилие над его достоинством быть свободным. Это совсем другая ситуация, чем та первая.

Ученики возвращаются такие истощенные, но победоносные – все у них получалось. Не все, наверно, но кое-что. И уже это их воодушевило. На самом деле это не означает, что они все правильно понимали и делали. Очевидно, действительность была более скромной. Над способом передачи христианской любви в терминах зависимости и созависимости работало много верующих людей, священников, богословов – и над практикой, и над теоретическим изложением. Подкапываться под теорию смысла нет: всегда сильнее оказываются не погрешности теории, а греховность людей, которые ее используют.

Вот, шла сейчас речь про некую малую группу. Вот, есть женщина, в данный период страдающая от серьезного заболевания. Болезнь, грубо говоря, грозит лишить ее последних остатков рассудительности и надежды, повергнуть в отчаяние. Провоцирующий фактор (не главный, но в глаза бросается) – сын. У него проблемы (сложные или нет – не важно). Важно, что одна из участниц группы измеряет его ауру и говорит, что плохо дело. Она действовала не из стремления к истине, это не бестактность – это прямое нарушение принципа «проповедуйте Царство и исцеляйте». Это действие не сообщает никакой истины о состоянии сына – оно повергает мать в ужас, когда никакая истина уже не доступна. Это серьезная ошибка. Если такие ошибки в группе делаются – дело плохо. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.