Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 29 января 2011 (латинский обряд)

Февраль 5, 2011

Чтения здесь

Сегодня ощущение себя явно не в форме. Хочется сказать хорошую проповедь. Но Бог любит и избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых. Ничего осмысленного пока не рождается. Вот заповеди блаженства – это, конечно, такой ключ. Один из ключей к пониманию Евангелия деятельности Христа. Блаженные или счастливые люди — это люди, которые делают так, как нужно, но не получают удовлетворения. Вот парадокс, да. Блаженны плачущие, жаждущие, алчущие правды. Это люди, которым плохо, но они счастливы. И повторяю, они делают то, что нужно. Миротворцы, милостивые.

Начинается с нищих духом — как вы знаете, в богословии иудейском они называются «анавим», но это собственно нищие. Это такой человек-неудачник, — неудачник, потому что он согрешил или родители его согрешили. И поэтому Бог его не благословляет. Таково богословие бедности и богатства Пятикнижия. И потом уже позднее в литературе Премудрости мы встречаем двойственное отношение к нищим. С одной стороны уже указывается на опасность богатства и благополучия — это портит человека и даже делает его глупым. И одновременно в литературе Премудрости мы встречаем упоминания о нищих, которые нищие оттого, что бездельники и лукавы. Выбрали сами это состояние, чтобы не трудиться. И в этом отношении даже непонятно, у кого более благополучная жизнь, — у богатого или у нищего. И вот в переводах, в Новозаветном тексте, в заповедях блаженства специально делается это добавление и уточнение о нищих. Не просто лентяи, а духовно нищие. Добрые нищие, которые сознательно выбрали такой стиль поведения, такую стратегию, такой жизненный путь, чтобы не допускать никакой нечестности в жизни, ничего не приобретать за счет ближнего, и поэтому они не оказались богачами.

Здесь в заповедях блаженства еще развивается этот стиль христианской жизни — борьба за правду. Голод по правде. Вот этот голод, он естественным образом соединяется с милостью отношений, с милосердным отношением. Если я ищу правды и понимаю, как часто она от меня ускользает, я понимаю, что у других так же. Если я, несмотря на мои искренние как мне кажется, поиски правды так часто обманываюсь и нахожусь под влиянием каких-то страстей, то точно так же происходит в принципе с другим человеком, любым другим человеком. Если я вижу, что Бог меня любит, я понимаю, что и другого он точно также любит. Милосердие, оно из этого вытекает. Я стараюсь любить другого человека так, как любит его Бог. Другое дело, что понимание Бога, понимание другого человека и понимание себя — это связанные вещи. Невозможно не стремиться понять себя и стремиться понять Бога. Это всё просто ерунда — стремиться понимать себя по-одному, а Бога понимать по-другому. Например, стремиться понять себя с оттенком презрения к себе и жалости, презрительной жалости отношения к себе как к неудачнику. И одновременно пытаться понять Бога как такого, который удачлив во всем и которому только завидовать можно. Не получится ничего.

Познание любви Божьей непременно связано с познанием людей и себя. Как всегда, мы приходим к тому, что в одиночку это не получается. Мы тут все по одиночке такие городские сумасшедшие. И если бы мы не были соединены в единую сеть общения, где каждый каждого поправляет… Вот это главный принцип нашей группы, принцип честного и открытого высказывания себя и чувств. Мыслей и чувств. Это главный инструмент, который помогает быть здравомыслящим, правильно понимать. Я могу сидеть с недовольным видом и бурчать на всех. Кто-то будет думать, что вот сейчас я плохой, потому что отец Сергей сердится и мы плохие. Священник недоволен, значит, и Бог, наверное, недоволен. А у меня просто может живот болит, поэтому я такой. Пока я не скажу, что у меня болит живот, все будут обманываться отношениями. Наталкиваюсь на то, что сколько лет этот принцип провозглашаю, принцип открытости и честности, и сколько лет пытаюсь ему следовать, все равно это трудно — говорить о себе просто, не придумывать что-то, а говорить только непосредственно. Хочется выглядеть приличным и благородным, достойным или просто разумным. Возвращаясь к этому счастью, блаженствам — блаженство нищих духом и миротворцев против прочих. Блаженство гонимых. Иногда это счастье ощущается, но чаще нет. Чаще просто знаешь, что оно есть. Оказываешься в таком положении, что в этом стиле христианской жизни, который я избрал как христианскую жизнь, я чувствую себя очень неудобно и некомфортно. Но это правильная жизнь. И я понимаю, что в другом стиле жизни мне будет гораздо хуже. Вот блаженство — оно где-то здесь, на уровне выбора. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Comments are closed.