Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 12.02.2011 — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Март 7, 2011

Чтения: Апостол, Евангелие.

Очень симпатичны мне эти святые — Василий Великий и Григорий Богослов. Они относятся к одному периоду — учились вместе, а Иоанн Златоуст поколением младше. Время такое было — середина IV века — христианином уже считалось прилично быть, несмотря на то, что императоры были то за, то против. Но уже сложилась христианская традиция и престижность христианского общества, причем прежде всего в приличных семьях. Все трое из вполне состоятельных и уважаемых семей. У Григория Богослова вообще отец был епископом. Это как в известном анекдоте: епископы обсуждают, что после II Ватиканского Собора через какое-то время женатое священство все-таки введут, но мы этого не увидим — дети наши увидят. Вот тогда было все просто, и церковь была не менее святой, была по-своему чуднОй, не то, что сейчас.

Молодые люди получили хорошее греческое образование, учились. Высшее образование они получали уже в Афинах, центре греческой философии и премудрости, — платонизм, конечно, но уже нео-платонизм. Тем не менее как-то им удалось, несмотря на это, сохранить убеждение в том, что Бог живой. Некоторое понимание того, что такое жизнь, что такое личность, они все-таки имели. Хотя, конечно, понятно, что это греческое образование по ним проехалось как танковая колонна, и потом с большим трудом удавалось им по-человечески размышлять о Библии, об Иисусе, о Боге, обо всем… но риторике учили, риторика это был, по-видимому, тогда один из основных предметов. То есть, и говорить, и писать могли. Особенно Григорий Богослов был красноречивый. Ну и Златоуст, собственно, тоже.

Все они начали путь в церкви с монашества, в пустынях. Сами они египтяне были. Под руководством опытных наставников они все за несколько лет вдрызг себе испортили здоровье на всю оставшуюся жизнь, постами и всякими способами воздержания. Но, по-видимому, закалились там в духовном отношении, потому что все имели авторитет людей, абсолютно не берущих взятки, ни деньгами, ни почетом, ни борзыми щенками. Василий Великий вложил все свое богословие в литургию – анафору Василия Великого я всегда с наслаждением читаю, хотя у нас на службе это невозможно, приходится сокращать, но это очень хорошая вещь. Все они были абсолютно на стороне бедных и были сострадательны к бедным и защищали их практически. Это тоже было важно в те времена. Приходилось участвовать в соборах, тогда шла борьба против арианства. Но Василий Великий умер рано, 50 лет ему еще не было, а Григорий Богослов влетел – значит, его вытянули в епископы Константинополя, и ему пришлось быть предстоятелем на Константинопольском соборе. Сохранились его речи — они и богословские, и с большим человеческим чувством, тонкие очень получились. Но соборные склоки так его достали, что потом он уже ни на один собор не ездил. Пытался об этом занятии — о соборе — отзываться с уважением, но видно было, что он это воспринимает на самом деле как совершенную суету, что бездействие в пустыне он считает гораздо более эффективным делом для Бога, чем этот церковный собор.

Основная часть служения Иоанна Златоуста прошла в Армении и никакого оригинального богословия у него не было, но очень забавные моменты у него были в служении. Известная история — еще в Константинополе был такой деятель, который ратовал за искоренение обычая, что преступник, скрываясь от правосудия, в храме у жертвенника может ухватиться за колонну и тогда он неприкосновенен. Причем этот чиновник был известен коррупционностью, взятками. И был анекдотический момент, когда самого этого чиновника недруги скушали, возбудили против него уголовное преследование. Он прибежал и в храме – Софии, по-моему, — где служил Златоуст, ухватился за колонну и несколько дней там пробыл. Златоуст служил литургию и читал проповедь, используя этого чиновника как наглядное пособие для обличения взяткобрательства. Такой был Златоуст прямолинейный человек, и все ереси обличал со всем жаром организма. Вот и его знаменитый антисемитизм, очевидно, отсюда — к иудаизму он тоже относился как к одной из христианских ересей. Вчера я опять про них читал, и думал о них, — ощущение «своих ребят». Несмотря на то, что все они в какой-то период попадали в большие начальники, в целом их это не портило. Не знаю даже как сказать, — путь, который они проходили, для меня ближе, чем какой-нибудь гораздо более поздний Винсент Сен-Поль. И так важно, что все-таки небесным миром они жили, общением с небесным миром, несмотря на достаточно активную земную, пастырскую деятельность. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website