Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 20.03.2011 (Византийский обряд)

Март 24, 2011

Чтения: Апостол, Евангелие

Приходится мне в исповеди отпускать грехи, и люди уходят такие обрадованные, часто с большим чувством облегчения, — как бы оттого, что не давит на них прошлое. А потом опять начинается, и опять приходят на исповедь. Здесь в этой истории с парализованным подтекст другой. Меняется внешним образом жизнь этого человека, он получает свободу, которой у него до этого не было. Свобода перемещаться, самому ходить в туалет и прочие вещи, которые нужны человеку для хорошей жизни. Вот попросту говоря, новая жизнь начинается. Это Иисус соединяет с прощением грехов, а жизнь человека, которому грехи прощены, она новая. Я вижу проблему в том, что, как правило, люди не представляют, что такое жизнь не греша.

Вот такое положение: я могу делать что хочу, могу совершать ошибки, и при этом знаю, что эти ошибки меня, безгрешного, невиновного перед Богом, Бог исправит таким образом, что получится только хорошо. Это такая вещь, это не страшно зажатое состояние, когда я думаю, что вот сейчас мне грехи прощены, как бы мне не нагрешить больше, как бы мне опять чего-то такого не сделать, а я конечно сделаю, и Бог меня опять накажет и так далее. То прощение грехов, которое Иисус нам в этом событии демонстрирует, это знак – знак настоящей свободы перед Богом. Неслучайно поэтому в ранней церкви другая совсем была практика покаяний. Поначалу считалось что вот, человек обратился, его крестили и всё, абсолютно другая жизнь у человека. Потом, когда столкнулись со срывами, с падениями, то пришли к заключению, что один раз человека простить можно и дать возможность ему покаяться, исповедоваться. Но это освобождение и благодать, которую Бог дает, это настолько великая вещь, что невозможно человеку грешить, если у него есть вера. По мере того, как христианство превращалось в то, во что оно превратилось, и представление о покаянии и освобождении от греха тоже превратилось. Сейчас я не оцениваю в терминах хорошо, плохо, потому что с практикой такой жизни Церкви одновременно повышалась и чувствительность к греху, чувствительность к тому, как тонко и незаметно дьявол меня обманывает. Я могу полагать, что у меня все в порядке, но на самом деле сильно не в порядке.

Но вот опять мы возвращаемся к тому, какая великая вещь Крещение. Это обещание первое и главное, обещание на всю жизнь, которое человек дает. И потом все другие такие обещания, которые перед Богом человек осмеливается дать на всю жизнь, обещание верности в супружестве, или обет посвященной жизни, это все берет начало из того, из первого обещания крещального, которое построено исключительно на вере. На доверии к Богу – я, конечно, сам этого обещания быть верным Богу не могу сдержать, но я верю, что Бог мне поможет, Он должен это сделать, Он такой, что должен это сделать для меня.

Я не так давно выступал перед католической молодежью города Москвы и говорил как раз о призваниях и о том, что способность к сохранению призвания, будь то монашеское призвание, будь то призвание к брачной, семейной жизни, призвание просто к жизни в мире, любое призвание — оно требует достаточно здоровой и крепкой психики у человека и здоровых привычек, и развитых добродетелей. Довольно долго я об этом говорил на примере первых учеников Иисуса, апостолов-рыбаков. И потом один молодой человек спросил – а если этого всего у меня нет, то Христос что-то может для меня сделать? А я уже устал и толком не сумел ответить, но ответ в общем простой, что Бог для меня действует методом даров и методом потерь. Вещами, которые он мне дает, и вещами, которые он у меня отнимает. Они связаны между собой. Например, для молодого человека смерть родителей это тяжелая очень потеря, он лишается и эмоциональной опоры, и советчиков на оставшуюся жизнь. Одновременно это шанс для того, чтобы обрести зрелость, стать взрослым человеком, который не опирается и эмоционально, и по-другому на родителей, а ищет более фундаментальную опору в жизни, в частности на голос того же Святого Духа. Человек получает новое представление о любви, о достоинстве, обо всем. И получается это, когда дар связан с потерями. Но этот дар получается как возможность, не гарантия. Потери могут ломать. То есть, как кто-то из новых христианских мудрецов говорил: «все зависит от Бога, но все зависит и от человека». Копание с двух сторон – с одной стороны человек копает, с другой стороны Бог копает.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website